К основному контенту

Цветовая дифференциация штанов (целеполагание = кто ты будешь такой)


Стратификация социума в соответствии с цветом штанов

Когда у общества нет цветовой дифференциации штанов, то нет цели! А когда нет цели - нет будущего!


Википукия решила удалить важнейшую статью о целеполагании.
Считаю, что это недопустимо, потому выкладываю репост!



Когда у общества нет цветовой дифференциации штанов, то нет цели! А когда нет цели - нет будущего!
У хомячков нет и не может быть никакой цели, кроме макарон!



Цветовая дифференциация штанов — в художественном фильме «Кин-дза-дза!» и полнометражном мультипликационном фильме «Ку! Кин-дза-дза» — вымышленная система, позволяющая жителям планеты Плюк демонстрировать свой социальный статус. Заключалась в ношении штанов разного цвета. В переносном смысле — любая кастовая система, где социальный статус подчёркивается какими-либо внешними атрибутами. Цвет штанов - удачная метафора видимых атрибутов, символов, в которых нуждается власть.

Человек Обыкновенный


Вот что правильные штаны делают с обыкновенным человеком!

Цветовая дифференциация штанов[править

В фильме «Кин-дза-дза!» использовалась следующая классификация штанов:

Цвет штановГолубые штаны
ПривилегииЛичный бассейн (у господина ПЖ), собственная охрана. Возможно, что имеются и другие привилегии.
Кто имеет право носитьВысшая элита Плюка: правитель планеты (возможно, также некоторые высокопоставленные чиновники) и лица, обладающие очень большим количеством КЦ(по сценарию фильма — 3 грамма)
Кто носит в фильмеГосподин ПЖ, а также VIP-персоны в толпе в сцене «Чемпионат по игре в плюку». В мультипликационном фильме «Ку! Кин-дза-дза» господин ПЖ голубые штаны не носит.




















Цвет штановМалиновые штаны
ПривилегииПеред владельцем штанов пацаки и чатлане обязаны приседать (пацак — два раза, а чатланин — один). Кроме того, владельцы малиновых штанов имеют статус неприкосновенности (эцилоппам запрещено их бить по ночам).
Кто имеет право носитьСостоятельные жители Плюка, владеющие большим количеством КЦ (по сценарию — 2 грамма)
Кто носит в фильмеМама господина ПЖ, а также главарь контрабандистов, обманом укравший у землян коробок спичек.



На некоторых планетах малиновые штаны могут преобразовываться в малиновые пиджаки..
Расшифровка красных дипломатических номеров
Первые 3 цифры регистрационных знаков обозначают страну или международную организацию. Далее идет буквенный код статуса лица (посол, консул, и т.п.). Далее - непосредственно сам номер. В правой части, отделенной белой чертой, последние две цифры используются для кода того региона, где был выдан номер, как на обычных номерах.
Буквенные коды статусов: CD – машина посла, D – дипломат, T – техническая должность в посольстве, K – корреспондент, M – торгово-экономический представитель, H – машина иностранного гражданина, приехавшего на долгое время в Россию, P – транзит
На картинке: D = дипломат, 111 Суверенного Мальтийского Ордена, RUS 77 - автомобиль зарегистрирован в Москве










Цвет штановЖёлтые штаны
ПривилегииПеред владельцем штанов пацаки должны приседать и говорить «Ку» не один, а два раза.
Кто имеет право носитьЗажиточные жители Плюка, имеющие 1 граммКЦ
Кто носит в фильмеКарлик













=

Помимо перечисленных разновидностей цветных штанов, персонажи фильма носят штаны и некоторых других цветов, однако, являются ли эти штаны символом статуса и дают ли какие-либо привилегии их обладателям — неизвестно.


Цвет штанов: Белые штаны
Кто носит в фильме: Чатланин Уэф, эцилопп-судья (отправивший Уэфа и Би в эцих), эцилопп с намордниками, личный пацак господина ПЖ. Также в белых штанах любит появляться на голограммах и сам господин ПЖ, демонстрируя свою любовь к народу.

Чатланин Уэф
Голограмма Самого Господин ПЖ, демонстрирует свою любовь к народу
 (и личный белоштанный пацак господина ПЖ)
Эцилопп-судья




Эцилопп с намордниками
















Цвет штанов: Оранжевые штаны
Кто носит в фильме: Усатый пилот-эцилопп, чатланин-диссидент Кырр (автор фразы «пацаки чатланам на голову сели»), трусливый пилот-эцилопп («я сразу на каппу нажал»), пацак Би.






























Цвет штанов: Чёрные штаны
Кто носит в фильме: Главарь контрабандистов (до того, как он разбогател), охранник эциха, толстый чатланин в поезде, некоторые плюкане у колеса обозрения.















Цвет штановСиреневые штаны
Кто носит в фильмеПодружка главаря разбогатевших контрабандистов



















Так!


Так!

И даже так...








Цвет штановЗелёные штаны
Кто носит в фильмеРазбогатевший однорукий контрабандист, эцилопп в штатском. В книге «Тостуемый пьёт до дна» Георгий Данелия сообщает, что «зелёные штаны — для шушеры».













Депутаты предложили ввести специальные регистрационные знаки для автомобилей представителей власти. В частности, было предложено покрасить номера служебных автомобилей в зеленый цвет. Инициаторы считают, что такая мера может заставить чиновников аккуратнее себя вести на дорогах и отказаться от использования служебных машин в личных целях.












=
=
=









=
=
Ниже тематические статьи, которые также имеют свойство периодически исчезать (репостим)))


=
=

 Алексей Ковтун

Всё станет вокруг голубым и зеленым?


Слова песенки, которую поёт Валентина Серова в фильме «Сердца четырех» вспомнились не потому, что приближается весна. Они навеяны депутатом Госдумы, членом думского комитета по транспорту Александром Васильевым, который предложил на автомобилях чиновников установить зелёные номера.

В качестве эксперимента специальные синие номера для автомобилей, принадлежащих МВД, были введены в Москве более 10 лет назад. Судя по всему, эксперимент оказался удачным, поскольку вскоре синие номера появились и в других регионах (в народе их упорно называют голубыми). Как объяснялось, цветовое выделение должно было помочь сотрудникам правоохранительных органов оперативно осуществлять свои задачи, а также дисциплинировать тех, кто имеет намерение нарушить ПДД.

Сегодня в России существуют автомобильные номера пяти разных цветов: красные принадлежат диппредставительствам и торгпредствам иностранных государств, синие установлены на автомобилях МВД, черные – Минобороны, желтые вешаются на коммерческий пассажирский транспорт и, наконец, белые — на все остальные виды транспорта.

Сейчас, когда по утрам видишь автомобиль с номером на синем фоне, обгоняющий пробку перед Ворошиловским мостом по встречке, понимаешь, что он не нарушает правила, а спешит на оперативное задание.

Вот и депутат, предлагающий «озеленить» машины чиновников, свою идею аргументирует тем, что цветовая дифференциация дисциплинирует пренебрегающих ПДД водителей госслужащих, так как привлечет к ним внимание на дороге: «Мы должны видеть, куда эти машины едут, где стоят, чтобы не ездили по ресторанам или на охоту. В этих автомобилях, как правило, сидят профессиональные водители. Будем видеть, как они относятся к соблюдению правил, будем жаловаться их руководству, к тому же увидим реальное отношение ГИБДД к нарушению правил со стороны машин с зелеными номерами».

Но некоторые эксперты считают, что такая инициатива может вызвать обратный эффект — «озеленённые» машины перестанут останавливать полицейские — уж коли у него зеленый знак, лучше ему дать «зеленую улицу». А при видеофиксации камерами сразу было видно, кому не нужно штраф отправлять.

А ещё вспоминается фильм «Кин-дза-дза!», где сказано, что без цветовой дифференциации штанов у общества нет будущего. Помнится, что на планете Плюк у владельцев зеленых штанов привилегии были неизвестны. В книге «Тостуемый пьёт до дна» Георгий Данелия сообщает, что «зелёные штаны — для шушеры». А вот владельцам голубых штанов на планете Плюк полагалась собственная охрана, а малиновых — имели статус неприкосновенности. Обитатели планеты Плюк пацаки и чатлане обязаны были перед ними приседать. Перед владельцами жёлтых штанов пацаки должны были приседать и говорит «Ку!» не один, а два раза...

В связи с этим возникает вопрос — а когда чиновник выйдет из машины и будет выглядеть, по словам Михаила Жванецкого из миниатюры «Дефицит», «как простой инженер», как его отличить от обычных смертных? Может быть, и его как-то «пометить», чтобы вовремя сказать «Ку!»          

=
=

Ухо недели. Три раза ку


Ольга МУРАШКО 26.01.2014 / 22:56

Отстает все-таки Беларусь от цивилизованного мира. Не катастрофически, но порой весьма заметно. Уступаем в мелочах. Но ведь из мелочей и складывается общее впечатление. Женский труд у нас, как до революции, оценивается ниже мужского. В технологиях белорусы совершают прорыв только в тех областях, которые для остальных уже стали прошлым веком. И даже что одеть к устрицам, знают лишь единицы… 

Об этом и не только — в традиционном рейтинге лучших цитат недели от Naviny.by 


10. Шерше ля фам 

Водитель минского городского автобусного парка № 5 Наталья Федорова, рассказывая агентству «Минск-Новости» о реакции на то, что за рулем автобуса сидит женщина, а не мужчина, как все привыкли, 23.01.2014:  

«А вот некоторые пассажиры удивляются. Бывает не по себе от такого внимания. Что тут такого необычного? Женщины уже и самолетами управляют. Они стали другими — самостоятельными, сильными». 

Наши женщины еще и по Площадям шастают. Хотя не всем эта примета эмансипации нравится. 


9. Альтернатива есть! 

Председатель Центризбиркома Беларуси Лидия Ермошина, рассказывая журналистам о ходе избирательной кампании по выборам депутатов местных Советов, 21.01.2014:  

«Более того, по отдельным избирательным округам в облсоветы уже существует достаточно большая альтернатива». 

Представляем, как тяжело будет участковым комиссиям выбирать из кандидатов от «Белой Руси», ФПБ, БРСМ и Союза ветеранов. 


8. Вкус устриц 

Бывшая солистка группы «Топлесс» Анна Гомонова в интервью LADY.TUT.BY, 21.01.2014:  

«Во всех странах люди, идя в ресторан, наряжаются, девушки надевают красивые большие шляпы, чтобы красивыми кушать устрицы, а в клубы идут чуть ли не в кедах. У нас же все наоборот». 

Это всё недостатки планирования в легкой промышленности. Кедов выпускается в избытке, а с женскими шляпками напряженка. 


7. Елки-палки 

Генеральный директор унитарного предприятия «Киновидеопрокат» Василий Коктыш в комментарии «Интерфаксу», поясняя, почему «Даласский клуб покупателей» не будет демонстрироваться в минских кинотеатрах, 23.01.2014:

«К тому же, фильм очень депрессивный. А нам нужны фильмы, как «Елки-3», «Чемпионы». Эти фильмы позитивные и очень востребованы — предпродажи шикарные». 

Торрент-трекеры и онлайн-кинотеатры всея Руси скажут вам, Василий Петрович, большое спасибо за белорусских посетителей. 


6. (Не)здоровая преданность 

Бывший зампред Белтелерадиокомпании, а ныне сотрудник отдела информации и общественных связей Управления делами президента Юрий Азаренок в интервью «Народной воле», 24.01.204:  

«Сотрудничество пока никто не предлагал, хотя я работаю только с одним политиком в нашей республике. Я был и остаюсь преданным Александру Григорьевичу Лукашенко». 

У профессора Преображенского получилось из Шарика сделать Шарикова. Правда, собачьей преданностью при этом пришлось пожертвовать. Но бывают и случаи успешного вмешательства. 


5. Вопрос цены 

Председатель совета директоров «Амкодора» Александр Шакутин на ежегодном совещании дистрибьюторов, дилеров и руководителей сервисных центров, 24.01.2014:  

«В течение двух лет будут созданы машины европейского качества по китайской цене». 

Хорошая идея. Правда, есть опасения, что попытка обыграть китайцев в вопросе цены будет стоить населению Беларуси еще парочки девальваций. 


4. За идею! 

Писатель Валерий Гапеев в столичном книжном магазине «ЛогвінаЎ» на презентации своего романа «Проклятие», 22.01.2014:  

«Мой роман о вере, об идее. Пожалуй, о том, чего нет у белорусов». 

Всё будет, как только у белорусов появится возможность не принимать на веру, а выбирать самим. 


3. На двух стульях 

Митрополит Павел в беседе с журналистами в храме-памятнике в честь Всех Святых и в память безвинно убиенных в Отечестве нашем, 22.01.2014:

«Искренне скажу, что я готов, не отказываясь от российского гражданства, принять и белорусское, чтобы внешне и юридически заявить, что я здесь не временщик». 

Тогда уж давайте, чтобы точно никаких сомнений не осталось, и пенсию в белорусских рублях получайте. 


2. Моя борьба! 

Лидер гражданской кампании «Говори правду» Владимир Некляев во время пикета на Комаровском рынке в поддержку кандидатов в местные советы, 25.01.2014:  

«Мы не участвуем в выборах, которых в этой стране нет и при этой власти никогда не будет. Мы участвуем в борьбе за выборы, за то, чтобы выбор к народу вернулся». 

Может, оппонентам белорусской власти стоит съездить в Украину в командировку? 


1. Такие белорусы 

Резчик материалоизделий «Ковров Бреста» Галина Марчук в комментарии «Салідарнасці», 23.01.2014:  

«Так и живем: мышей гоняем, мерзнем и с начальством воюем. Всё просрали!». 

Когда в других странах за задержки в зарплате и отказ их повысить перекрывают железные дороги и объявляют коллективные голодовки, белорусы, одалживая деньги по знакомым, продолжают ходить на работу. 


Абсолютный лидер 

Александр Лукашенко на встрече с руководителями крупнейших белорусских СМИ 21 января… 

…отрицая какие-либо манипуляции со статистикой со стороны государства:  

«Поэтому заявления, что здесь что-то приукрашено, — это пустота полная. Нам это приукрашивание, во-первых, не надо, и я никогда этим не занимался. А во-вторых, сегодня приукрасишь, завтра нечем будет красить — краски закончатся». 

Да уж почти двадцать лет как не заканчиваются. 


…отвечая на вопрос о возможности еще одной девальвации:  

«Мы еще в ближайшее время получим для подкрепления ЗВР около 1,5 млрд. долларов от Российской Федерации, хорошие кредиты... Ну и у президента в загашнике есть. Если война начнется, я в чулке их держать не буду, это я образно говорю». 

Так как президент свою зарплату не тратит (сам говорил), то за годы пребывания на этом посту он мог положить в загашник более 740 тысяч долларов. Маловат-то загашничек! 


…рассказывая о подготовке к чемпионату мира по хоккею:  

«Мы проведем чемпионат на достойном уровне. Я хочу сделать такой чемпионат, чтобы все ахнули. Это значит, не должно быть ни одного пустующего места на трибунах на любом матче». 

Вот это-то как раз и не проблема. Комитет по образованию Мингорисполкома соврать не даст. 


…говоря об экипировке для олимпийской сборной Беларуси:  

«Мне показали экипировку, на что ответил, что одевать ее не буду. Зеленые штаны привезли. Как президент страны будет ходить в зеленых штанах? Хорошо, что не голубые, честное слово». 

По дифференциации штанов жителей планеты Плюк в галактике Кин-дза-дза, желтые штаны — для шушеры. А вот голубые котируются очень высоко — их носил сам господин ПЖ. 

=
=
Соколов Б.Г. 

Цветовая дифференциация штанов(системный анализ)


Б.Г. Соколов

Анекдот как феномен культуры. Материалы круглого стола 16 ноября 2002 г. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. С.109-116

Через тернии — к звездам
Через штаны — к философии

[109]

Собственно говоря проблема цветовой дифференциации штанов жизненно волновала лишь персонажей фильма «Кин-дза-дза». Меня — не очень. И потому, что я не включен внутрь данной проблематики, то и могу судить о ней объективно. Насколько, конечно, возможно вообще говорить об объективности (для автора этих строк, ибо он — философ-с по диплому, и ему «по штату» со времен Р. Декарта вменено в обязанность во всем, особенно в реальности и объективности, сомневаться).

Напомню для тех, кто запамятовал суть проблемы, а для тех, кто не смотрел фильм — немного расскажу о нем. Один из героев кинофильма (играет Евгений Леонов) бросает примерно такую реплику: «Я не стану жить в обществе, где нет цветовой дифференциации штанов». Если это сказать «по-русски», то фразу можно было бы

[110]

перевести следующим образом: «Нет смысла жить в том недоразвитом и примитивном обществе, где отсутствуют «устои устоев» и «ценности ценностей», которые олицетворяются в цветовой дифференциации штанов». Дело в том, что общество планеты, к которому принадлежал вышецитированный персонаж, имело свои ценности и цели. И надо сказать, что эти ценности и цели достаточно далеки от ценностей как социалистического общества (время, к которому принадлежит время создания фильма), так и современной демократии и гражданского общества. Эти ценности олицетворялись в иерархической системе дифференциации штанов. Т.е. определенный цвет штанов (скажем лиловый [здесь и далее мы берем цвета произвольно, ибо не вполне помним точную дифференциацию в кинофильме]) отражал социальный статус их носящего и являлся предметом вожделенного стремления тех, чьи штанцы отливали более низкосоциальным цветом (например, синим).

Итак, перед нами вполне социально организованный мир: кастовая и иерархическая система отношений. Роль индикатора социального статуса в этом мире выполняют цветово дифференцированные штаны.

Прежде чем мы перейдем к собственно проблематизации цветовой дифференциации штанов необходимо прояснить сам контекст этой дифференциации, т.е. мир, в котором она осуществляется. Этот мир — достаточно удивительный мир, ибо он — нереальный мир, но мир — вымышленный, т.е. сконструированный. Как сконструированный мир — это мир разума, т.е. нуса и нигде, кроме этого нуса не локализованный. Иными словами мир указанного фантастического мира — это ноуменальный мир, причем в кантовском значении этого слова. Поясним заявленное. Мир «Кин-дза-дза» — это утопия (или антиутопия, какая нам разница?), но утопия выстроенная разумом ее создателя. Он нереален, хотя его формы — как и любое иное в любом кинофильме — зримо представлены. Но их зримость ссылается лишь на данности разума, данности нашего сознания. При этом мир — вполне для нашего сознания устойчивый, поскольку не «рассыпается», опять же, для нашего сознания. Таким образом, объекты (если так можно иносказательно выразиться о несуществующих предметах и мирах) этого фильма (как впрочем и любого другого фильма, особенно фантастического) обладают удивительными свойствами — их тождественность в себе и для нас, т.е. их представленность и

[111]

умопостигаемость совпадают, поскольку и то и другое одинаково нереально. Иными словами их представленность есть их ноуменальность. Т.е. мир который мы зрим ничем не отличен от мира самого по себе, поскольку и то и другое суть создания разума. Мир фильма «Кин-дза-дза» в этом отношении одновременно феноменальный и ноуменальный. Т.е. мы имеем уникальную возможность увидеть феномен, который ничем не отличается от ноумена. И в этом смысле мы видим, что мир «Кин-дза-дза» — это ноуменальный мир, который ничуть не утрачивает своей ноуменальности от того, что становится предметом для нашего зрения. Напомним, что для И. Канта ноумен — «умопостигаемый объект» [1]. Кстати, как ноуменальный мир, мир цветовой дифференциации штанов не может стать предметом возможного опыта и быть рассмотрен человеческим разумом. По версии того же Канта, ноуменальный мир может стать предметом возможного опыта для иного, скажем, для ангельского разумения, а рассуждение о нем — предметом ангельского терпения со стороны слушающих о нем это рассуждение. Иными словами, то, о чем мы сейчас ведем речь — проблема цветовой дифференциации штанов — рассуждения об ангельском и, стало быть, о божественном, т.е. теология по преимуществу.

Теперь возвратимся к самой проблематике цветовой дифференциации штанов. Само название статьи «Цветовая дифференциация штанов (системный анализ)» не случайно [2]. Речь пойдет о том, каким образом системно можно рассмотреть цветовую дифференциацию штанов. При этом положено — и достаточно веско положено — что сама цветовая дифференциация — это неоспоримая данность. Данность социального и этического планов, которую мы, поскольку не марксисты, должны не изменять, но исследовать. Скажем прямо — перед нами тупик, из которого по идеи должен найти выход системный анализ. Системный анализ мы здесь рассматриваем не как иногда принято в определенного рода системах, но как анализ, дающий понимание взаимосвязанного целого. Даже если не тупик, то — лабиринт (состоящий из различного цвета штанов), а система — эта та нить Ариадны, которая поможет нам не только выбраться из штанов,

[112]

но и разумно и научно ранжировать и координировать эти штаны.

Для начала примем как данность следующую дифференциацию штанов: лиловый (Л) цвет штанов — это цвет наивысшего ранга, цвет штанов властителей; оранжевый (О) — это цвет, как сейчас сказали бы, среднего класса; а синий (С) — это, простите-с — цвет простолюдина. Для удобства дальнейшего анализа возьмем лишь три цвета, и их, как говаривал Аристотель, для нашего анализа достаточно. Эту данность нам надо проанализировать и выявить в ней некие закономерности, которые позволят нам оценить целостность синих (С), оранжевых (О) и лиловых (Л) штанов и постигнуть этические основания общества фильма «Кин-дза-дза». Какую нам стратегию избрать? Вот в чем вопрос (цит. по памяти «Гамлет» В. Шекспир). Трудно сразу так вот не порассуждавши (томов так на 19, не менее) сразу же избрать стратегию-анализ, которая позволила бы нам системно подойти к проблематике цветовой дифференциации штанов, поэтому обратимся к наиболее известным стратегиям и применим их на практике (штанах).

Конечно, если уж избирать методологию, которая нам обеспечит подлинное и объективное постижение (в нашем случае оно совпадает, напомню, с ноуменальным), то следует, прежде всего, обратиться к тем методам, которые пропагандируются и используются не без успеха (одна ядерная бомба чего стоит!!) естественными науками. Итак, научная методология. Раскладываю штаны на столе. Что должна сделать в этом случае естественная наука? Расчленить, разобрать по атомам, и описав строение штанов, строение и частоту цветовой волны, подойти к искомому решению проблемы. Делаем (трудно на такое решиться, если штанов не так уж много). Расчленяем штаны, описываем их структуру, сравниваем с другими штанами и т.п. Ну что!? Да ничего. Ничего, поверьте, не получается. Если не верите, то проделайте расчленение штанов самостоятельно и — гарантирую — ни черта не поймете в том, каким образом какого цвета штаны соответствуют различным строкам «табели о рангах» «планеты Кин-дза-дза». Результат, который можно достичь подобным опытным путем — это трансформация штанов в тряпки для протирки автомобиля…

Может быть обратимся, тогда, к гуманитарным методологиям и попытаемся в их рядах найти искомый метод, который обеспечит нам

[113]

системную целостность данного явления, тем более, что цветовая дифференциация штанов «по идее» должна относится к социальным, этическим, политическим… короче, к гуманитарным сферам.

Возьмем наугад (это для читателя наугад, а для меня-то нет) несколько методологий. Во-первых, метод умозрения. Ибо понятно, знание о цветовой дифференциации штанов относится не частным, но к наиболее общим вопросам человеческого социума и получить это знание невозможно путем индуктивным, как то хотелось бы Бэкону, но оно по свой сути принадлежит к той сфере, которая подвластна Аристотелевскому уму, т.е. умозрению о самых что ни на есть первоначалах.

Итак умозряем на штанах. Напомню: о штанах С, О, Л. Умозряем, умозряем… ничего умозрить не можем, кроме предметной (да простит меня Гуссерль) данности. Сколько не таращься (глазами ли, умом ли) не постигаешь вечной и нетленной данности цветовой дифференциации. Не подходит… Пойдем дальше… И добредем до Аристотеля.

Наше обращение к Аристотелю (а вернее к его этике) не случайно, ибо дифференциация штанов — проблема этическая, да и сам Аристотель достаточно мудрый мыслитель. Как бы он поступил на нашем месте? Наверное использовал бы свои наработки в этой области и применил бы то, что он с успехом опробовал в своих этиках [3], а именно, что важнее всего найти справедливость, которая является движущим началом любого человеческого общения. Цветовая дифференциация, понятно, закрепляет и фиксирует существующие социальные связи и поэтому ее постижение и сохранение дело величайшей научной и политической важности (в особенности это было бы важно для Аристотеля с «планеты Кин-дза-дза», если таковой имеет место быть). Как основа порядка (а для Аристотеля порядок — это «что-то») система дифференциации должна блюсти справедливость и избегать крайностей, ибо справедливость — это середина между двумя крайностями. Если же «переложить» заявленное на цвета штанов, то получится, что О штаны являются потому таковыми, что равноотстоят от двух крайностей, от штанов С и штанов Л. Можно, кстати, с помощью Аристотеля определить и топос штанов, т.е. их естественное место, к которому они с необходимостью

[114]

стремятся. А естественное их место — это ноги и чресла, причем куда эти ноги и чресла направляются, в то же место мигрирует и естественный топос штанов… Красота? Что-то не получается со штанами у Аристотеля. Возьмем что-либо поновее.

Например, Гегеля. Как быть с точки зрения гегелевской диалектики со штанами? Наверное нужно выбрать начало (подобно тому как Гегель выбирает себе бытие) и «раскрутить выбранные штаны диалектически. Допустим штаны С — это начало. Они обладают внутренней противоречивостью, которая гонит их по пути развития к своему иному — штанам О. Штаны О не только свое иное штанов С, они их отрицают и сохраняют их в их истине. Итак, штаны С претерпевают процесс Aufhebung (снятия, т.е. штаны снимают) и переходят в штаны О. Но на этом дело не заканчивается, ибо все идет к высшему единству, олицетворением которого являются тогда штаны Л, содержащие как снятые штаны С, так и снятые в истине штаны О. При этом нужно еще отметить, что поскольку мы имеем здесь диалектический процесс, то мы можем сказать то же, что Гегель говорил по поводу каждой ступени развития абсолютной идеи — она есть абсолютная идея: штаны С есть штаны Л, так же как штаны О есть штаны Л. Честно говоря, кроме снятия штанов — все полнейшая белиберда, поэтому может быть возьмем систему еще поновее?

Ну например М. Хайдеггера. Наверное он бы в Шварцвальдском домике так бы сказал о штанах: «Штаны штанят штанцами в просвете штанности, за-являя о забвении штаннования». И от сказанного глубокомыслия певца 3 Рейха нам не стало бы ничуть не лучше и мы ничуть не продвинулись бы в постижении цветовой дифференциации штанов.

Тогда может быть здесь нам поможет «бич двадцатого века» и истеричных женщин З. Фрейд. Наверное проблематика штанов нашла бы у него свое сочувствие, ибо штаны — это так «эротично», ибо прилегают к двум эрогенным зонам — анусу и фаллосу. Чем бы это обращение к проблеме цветовой дифференциации штанов в психоанализе закончилось, не так уж трудно предсказать — все в конечном счете свелось бы к эросу и танатосу, а если бы за дело взялся последователь Фрейда Юнг, то архиштанами, всплывающими на поверхности бессознательного. Но ни нам, ни штанам от этого не стало бы лучше: бессознательноштанность оказалась бы недоступной

[115]

рациональности и была бы с почетом препровождена в психиатрическую лечебницу.

И список методологий и систем можно продолжить дальше…

Что же нам делать если ничто путного для нас они не могут дать?

Итак, что мы имеем от систематического применения любой методологии к проблеме цветовой дифференциации штанов? Да в общем-то ничего. Ничего она нам не дала и ничегошеньки не объяснила. Может быть дело в том, что рассудок человеческий слаб для дел божественных, ибо мы с самого начала увидели, что речь о ноуменальности-феноменальности мира «Кин-дза-дза» дело разумения ангельского?

По своей сути цветовая дифференциация штанов, как зримая манифестация, кристаллизация человеческих связей, строения социума, ни чем не лучше и ни чем не хуже любой другой. А невозможность ее системно постигнуть, что было, конечно представлено в этом тексте в утрированном виде, в принципе демонстрирует невозможность дать «исчерпывающее» и «окончательное» объяснение в гуманитарной сфере. Почему это происходит?

Да по разным причинам. Возьмем лишь две. Разум стремиться к пониманию, которое, кстати не обладает свойствами статики, но действует в расчете на уравненность, на статику. Еще А. Бергсон указывал на то обстоятельство, что рациональность ориентирована на неживое, а в сфере жизни и развития не может добиться ничего «выдающегося». Мы, чтобы познать «умертвляем», а с живым так обращаться не следует…

Укажем на еще одну причину, которая идет против любой «причины». Пытаясь понять мир, социум, человека, мы стремимся найти нечто постоянное, ритмичное, предсказуемое. Но подобное стремление не вполне адекватно реальному положению вещей. Есть та причина, на которую указывали еще древние. Например Аристотель говорил в «Никомаховой этике», что для счастья не достаточно одной добродетельности, но нужна и удача. Реальность человеческого существования такова, что случай (удача), внезапность — это то, что играет не последнюю роль в нашей жизни (рождаемся случайно и случайно уходим из этого мира), Однако, именно случайность в меньшей степени обладает «правом гражданства» в науке, и можно

[116]

пожалеть вместе с Фр. Ницше, что древнейшая аристократия этого мира (его величество случай) незаслуженно обходят стороной.

И таких причин — много, очень много… Но наука их просто игнорирует… Получает всякий раз — «по штанам»…

Еще раз: что же делать?

Очень просто: мыслить, рождать мысль…

Мыслить вопреки чужой мысли, ибо если мысль не рождается вопреки, то ее попросту нет. Мысль должна убить мысль, в том же смысле, как призывали буддисты «Убей Будду». И иного пути, похоже, нет.

А как быть с цветовой дифференциацией штанов? А не все ли равно… Она сыграла свое дело, привела нас к другим горизонтам мысли и, как Отелло, должна, удалиться.

И последнее. Сборник то посвящен анекдоту, а я вот со своими штанами… Как быть? А никак. Анекдот-то в том, что никак. Как говаривал И. Кант, юмор (а если анекдот это не юмор, то я — не я [4]) состоит в превращении ожидания в ничто. И в этом отношении весь тот бред, который я только что имел честь представить Вашему вниманию, как раз и «коварно» обращает Ваши ожидания в ничто. И потому, мне так кажется, именно ему здесь и место. И, напоследок, как сказал бы уже много раз упомянутый Аристотель, нужно сказать, что об этом уже достаточно сказано…

Примечания

[1] Кант И. Критика чистого разума. М., С. 191.

[2] Да хоть и случайно — эка незадача (прим. автора).

[3] Никомахова, Большая, Малая Этики.

[4] Имеется в виду фихтевское «Я».

=
=
Полина Федотова

Кин-дза-дза или Путешествие на планету Земля


Фильм Георгия Данелия «Кин-дза-дза» вышел на экраны давно. Но и теперь, спустя столько лет, он остается твердым орешком для критики и тайной за семью печатями для зрителей. Кристально ясный по своей идее, в общественном мнении он заслужил славу «туманной фантастики». В фильме, однако, нет никакой фантастики. Просто зрители в большинстве своем не поняли фильма. В чем причина этого непонимания и где искать разгадку тех событий, которые происходят с героями киноленты?

Напомню один эпизод. Московский прораб Машков и грузинский студент Гедеван волею случая попадают на другую планету. При первой встрече «землян» с «инопланетянами» один из «инопланетян» по имени Уэф подносит к ним «мигалку», которая загорается зеленым светом. «Ага, пацаки», - говорит Уэф. Затем он подносит «мигалку» к себе: та загорается оранжевым. «А я – чатланин», - с гордостью заявляет он. Гедеван пытается выяснить, кто такие «пацаки» и «чатлане». «Это нации?» - «Нет». – «Биологические расы?» - «Нет». «Тогда кто же это?» - «Ты что, дальтоник? Зеленый от оранжевого не отличаешь?». Зрители при этом смеются. Но поскольку вразумительного ответа Гедеван не получил, ясно, что вопрос этот адресован скорее зрителям, нежели действующим лицам.

Видимо, создатели фильма учитывали тот психологический факт, что люди в большинстве своем привыкли ориентироваться не столько на вещи как таковые, сколько на их названия: им легче понять слова, чем смысл событий. Поэтому для публики в фильме есть «подсказка» - чатлано-пацакский словарь. Правда, словарь этот – с секретом. Поскольку события происходят как будто бы на другой планете, где как будто все не так, как у нас, то и слова нужно читать не так, как обычно принято, а несколько иначе. Тогда из слова «пацак» - если прочитать его наоборот – получается «кацап», из «КЦ» - «ЦК», «эцилопп» легко превращается в «полицейский» (причем с двумя «п», что означает не просто полицию, а политическую полицию). «Цаппа» - «центральный аппарат», «Пэже» становится «Жэпе» и так далее.


С помощью словаря проясняется, кто такие пацаки и чатлане. «Пацаки» - это кацапы, то бишь русские. Те, кто сомневаются в значении этого слова, могут обратиться к словарю Даля, где он поясняет, что «кацап» - это «прозвище, данное малороссами великороссам», попросту говоря, презрительная кличка русских  на Украине. А чатлане? Первое слово в чатлано-пацакском словаре – «чатллы», что означает «деньги». Чатлане – «денежные люди», «те, кто при деньгах», по-русски говоря, богатеи. На Плюке (так называется планета) чатлане (богатеи) заставляют работать на себя пацаков ( то бишь русских). Слово «КЦ», согласно чатлано-пацакскому словарю, означает «спички». Казалось бы, что общего между спичками и ЦК, на что намекает аббревиатура этого слова? Одинаковой является та роль, которую они играют в обществе: и то, и другое представляет из себя инструмент власти. Обладание «кц» дает власть. Власть, открывающую все двери, дающую доступ ко всем остальным жизенным благам. Иметь «кц» - это значит попасть в число избранных, привилегированных, которым отныне доступно все – деньги, роскошь, женщины, загранпоездки.


Что касается «цаппы», то с этим словом связан такой эпизод. Когда чатланин Уэф приказывает пацаку Машкову чинить вышедшую из строя цаппу, тот спрашивает: «А где здесь цаппа?» - «Ржавая гайка» - «А тут все ржавые» - «Эта самая ржавая». Создатели фильма дают понять, что именно центральный аппарат, то есть центральная власть – самая ржавая гайка в проржавевшем общественном механизме. 
Планета, на которую попадают земляне, представляет собой сплошную пустыню. Воду можно купить только за деньги. Один из инопланетян поясняет, что «раньше, когда на планете вода была, мы из нее луц делали; теперь вода закончилась, мы из луца обратно воду делаем». «Луц» - русская калька латинского слова, которое означает «свет». Сначала плюкане использовали воду для получения электроэнергии, а потом, наоборот, электричество – для получения воды. Такое положение дел – вовсе не фантазия сценариста, а вполне вероятная перспектива. Достаточно вспомнить судьбу Арала, превращенного в соляную пустыню. Запасы пресной воды на Земле ограничены, и уже существуют проекты опреснения морской воды. Беда в том, что эти технологии крайне энергозатратны, что не позволяет их использовать. Пока. Пока вода еще есть. Но вполне может случится, что в будущем человечеству придется тратить электроэнергию на опреснение морской воды, уже не считаясь с энергозатратами («из луца обратно воду делать»).
«Транклюкатор» - это слово образовано из двух латинских слов: «транс» - «через», «/на/сквозь» и уже известного нам слова «луц» - «свет». «Пронзающий свет» - это лазер, лазерное ружье. «Эцих» - «ящик с гвоздями» - образовано от слова «эцилопп», что означает продукт деятельности эцилоппа – тюрьму. Слово «Пэже» - правитель на Плюке – говорит само за себя. Плюканского правителя все называют не иначе, как «задницей», что до боли напоминает реалии нашего быта. «Полная ж…», - такой ответ можно часто услышать на вопрос о том, как вы оцениваете дела в стране. Забавно, что внешне Пэже очень похож на бывшего мэра Москвы Гавриила Попова, даже фамилия та же – Попов.

Завершают чатлано-пацакский словарь два слова: «ку» и «кю». «Кю» - допустимое в обществе ругательтсво, «ку» - все остальные слова. Действительно, в русском языке существует слово, очень созвучное слову «ку», которое для большинства населения страны с успехом заменяет все остальные слова. В фильме есть эпизод, когда «инопланетяне» разговаривают между собой, используя только одно это слово «ку», т.е. исключительно на мате. Увы, но такой обычай широко распространен и среди землян. Допустимое в обществе ругательство не так уж сильно отличается от недопустимого, иногда одной буквой. Скажем, «не хрен» немногим отличается от своего нецензурного заменителя.

Как уже можно догадаться, в фильме речь идет не о другой планете, а о нашей собственной. Само название фильма (и галактики, куда попадают наши герои) – «Кин-дза-дза» - указывает на то, что события происходят на Земле. Гедеван достает из своего портфеля киндзу – траву-приправу. Кто был на Кавказе, тот знает, что ни одна трапеза не обходится там без обилия всевозможной зелени. Местное население не замечает этой детали быта, настолько она привычна и повседневна; человеку приезжему обыкновение есть зелень целыми пучками кажется странным и неприятным. 

Так и в фильме: «кин-дза-дза» –  свое растеньице, привычное, земное; в будничной жизни мы даже не отдаем себе отчета в том, что мы делаем; но вот пришел человек со стороны, для которого наши поступки, мысли и обычаи не затемняются привычной для нас формой и удивился глупости и грубости наших отношений.


На чем держится вся жизнь «инопланетян», обитателей Плюка? На жажде «кц» и «чатллов», то есть власти и денег. Теперь в моде считать, что это похвальные стремления, по крайней мере, извечно присущие людям, подобно инстинкту размножения. Посему и бороться с ними также бессмысленно, как и с прочими инстинктами. У создателей фильма другая «точка зрения». Глобальная экологическая катастрофа и полный общественный распад (т.е. катастрофа социальная) – вот закономерный итог того общества, которым движет жажда господства и денежные интересы. Цивилизация, где царит повсеместная нищета, духовное одичание, социальное варварство; рабское подчинение тех, у кого нет «кц» и «чатллов», наглое и циничное глумление со стороны имущих и облеченных властью. Общество, где никто не только не говорит, но и не думает правду («Родной, кто ж на Плюке правду думает», – снисходительно замечает Би), где отсутствует всякое представление о человеческом достоинстве и элементарной порядочности. На первый взгляд кажется странным, что там, где все думают только о богатстве, богатства почти ни у кого нет. Плюкане ходят в невообразимых лохмотьях, живут в норах, едят суррогаты («пластиковую кашу», воду из луца), в качестве взятки в ход идет все – от шапки до зубной щетки. Признаком особого благосостояния, которое сразу ставит человека в привилегированное положение, является наличие приличных штанов – желтого или малинового цвета. Предел всякой роскоши, которую может позволить себе только правитель, – это бассейн с водой.

В чем причина столь плачевного состояния общества, где всех поголовно обуревает жажда личного преуспеяния? С точки зрения авторов фильма, именно этот животный эгоизм и приводит к всеобщей деградации. До тех пор, пока люди заботятся только о собственном кармане, он всякий раз оказывается пустым. Все прошедшие тысячи лет были заполнены стремлением к деньгам и власти, и до сих пор эти тысячи лет были историей войн, голода, нищеты, насилия, бесправия и бескультурья. 

Могут возразить: а как же гении человечества? Были же великие умы и таланты, чьими усилиями созидалось величественное здание культуры! Верно. Но там, где удавалось достичь большего, людей вдохновляли не инстинкты и стяжательство, а жажда творчества и общественно-значимые задачи. Великое не рождается из узкокорыстных побуждений. Не из интересов прибыли возникло то лучшее, чем может гордиться человечество. Девиз «обогащайтесь!», который проповедует плюканское общество, несет гибель культуре. Не случайно главными героями фильма являются артисты, творческая интеллигенция. Судьба искусства отражает судьбу плюканского мира.


Что движет музыкантами с Плюка? Помните, как наши герои попадают на планету, где нет воздуха? Предприимчивые артисты тут же делают дяде Вове «деловое предложение»: поездить года два с «Мамой» по галактике, заработать чатллов и купить воздух. «Зачем?» – недоумевает Машков. –  «У кого нет воздуха, те к нам прилетят». – «Ну и что?» – «Как что? Они будут на коленях ползать, а мы на них – плевать». Когда Машков и Гедеван с возмущением отвергают это предложение, Би и Уэф, в свою очередь, возмущены их отказом. «Ну, дикари! В обществе, где нет цветовой дифференциации штанов, не имеет смысла жить!» – патетически восклицают жрецы искусства. Единственная цель, которую преследуют эти эстрадные гангстеры, – залезть в карман публики и приобрести власть над другими людьми. 

Попав на Плюк, прораб Машков и студент Гедеван тоже становятся «деятелями искусства». Происходит это превращение строителя в скрипача вовсе не по доброй воле и не в силу творческого импульса, а под давлением внешней необходимости, так сказать, в принудительном порядке. Это несвойственное им занятие оказывается единственной возможностью выжить, выкарабкаться из того положения изгоев, в котором они оказались. Дядя Вова, с трудом умея держать в руках скрипку, затягивает песню, которой суждено стать хитом на Плюке: «Мама, мама, что я буду делать? Мама, мама, как я буду жить?» и т.д. Эти слова сопровождаются самым диким пиликаньем на скрипке, на которое только способен человек, первый раз взявший ее в руки. Отсутствие смысла и музыки? Что за беда? Чем эта песня хуже других: «Здравствуй, мальчик Банана», «Секс-машина, будь мужчиной», «Ксюша, Ксюша, юбочка из плюша», «Зайка моя» и тому подобных шедевров современной эстрады? Так же как и земляне, благодарные плюкане кричат «класс!» и щедро бросают чатллы.  
Авторам фильма удалось показать эмбрион современного искусства, мотивы, по которым люди становятся «творческими работниками»: жажда выкарабкаться наверх, сколотить состояние, попасть в привилегированные. Ни о каком подлинном искусстве тут речи не идет; туда и попадают совершенно посторонние и случайные люди, абсолютно ему чуждые, но которым удалось уловить «потребу» публики. Хороша и публика, которая приходит в восторг от идиотского текста и дилетантского пения какого-нибудь музыкального хулигана. Одним словом, дикари.


Искусство – не единственная сфера, где наглядно проявляется духовное убожество плюканской цивилизации. Весьма примечательна в этом отношении их речь. Так же как и у землян, на Плюке в ходу бытовой жаргон: пацаки (совки), пепелац (тачка), чатллы (бабки), эцилоппы (менты) и тому подобное. Словарный запас исчерпывается десятком-другим примитивных слов и выражений, а все остальное – «ку». Самих плюкан не коробит от грубого безобразия их речи: говорить иначе они просто не умеют. И понятно, почему. Ведь язык – это зеркало духовной жизни. Как отдельной личности, так и целого народа. Чем беднее духовный мир человека, тем беднее его речь. Примитивная жизнь, сведенная до потребностей биологического выживания, лишенная широких интересов, неизбежно ведет к обеднению языка. По мере того, как народ превращается в шайку воров и спекулянтов,  язык все больше начинает походить на уголовный жаргон. Примечательно, что это общество нравственных и умственных голодранцев весьма преуспело в техническом отношении. Сочетание технической мощи и духовно-нравственного убожества – специфическая черта чатлано-пацакской цивилизации. Техника у них действительно на грани фантастики: лазеры, космические корабли, межгалактическая телефонная связь, телепатия, машинки перемещения, подземные города. Вместе с тем общество со столь развитой техникой – это общество материальной нищеты, социального варварства и политической диктатуры. На примере плюканской цивилизации авторы наглядно демонстрируют ту мысль, что научно-технический прогресс не ведет сам по себе к развитию личности и прогрессу социальных отношений. Напротив, он прекрасно уживается и с массовым невежеством, махровым бескультурьем, социальной отсталостью и политическим деспотизмом. Надежды на то, что развитие науки и техники решит все остальные проблемы общества – экономические, социальные, общекультурные – не более, чем иллюзия. Иллюзия не только плюканской, но и земной цивилизации.

Неотъемлемой чертой жизни плюкан является взяточничество. Самые простые и заурядные вещи: получить необходимую информацию, проехать в нужное место, – делаются только за взятку или на основании «личной симпатии» (по блату). Вообще вся жизнедеятельность плюканского общества строится исключительно на правонарушениях. В фильме, пожалуй, нет ни одного эпизода, где бы нашим героям за время пребывания на Плюке не пришлось стать жертвой мошенничества, обмана, угроз, насилия или самим прибегать к противоправным действиям. Но им некуда деваться: честный человек выглядит в глазах окружающих инопланетянином. «Скрипач не нужен», – лаконично бросает Уэф.


Взятки и блат – не единственный способ добиться цели. Когда нет ни того, ни другого, в ход идет заигрывание. Дела часто делаются «через постель». Весьма примечательно, что в продолжении всего фильма (а это целых две серии) ни разу не говорится о любви. Это неудивительно, потому что на Плюке такие чувства неведомы. Отношения между полами носят грубо-чувственный характер и этим исчерпываются. Животный мир не знает других отношений и другой психологии, кроме животной. Наши герои постоянно сталкиваются с тем, что без заигрывания не обходится решение ни одного вопроса – только несколько сильнее, чем у нас принято, вертят бедрами. Не стоит это приписывать нездоровой фантазии авторов. Таковы реалии нашей жизни. Вызывает смех у зрителей и «пластиковая каша». Но уж в этом-то решительно нет ничего смешного. Мы же едим «пластиковое масло», «пластиковую колбасу» и другие продукты, содержащие вещества, полученные путем искусственного синтеза. А «пластиковая каша» – чудно, видите ли. Хотя любая каша из пакета и есть пластиковая. Речь идет о том, что население планеты вынуждено питаться суррогатами, натуральные продукты – недоступная роскошь.

Нелепым, с точки зрения зрителей, кажется тот пыл, с которым плюкане готовы перервать глотку из-за каких-то «обломков керамики», которые они считают деньгами. Стоит ли из-за этого огород городить? Но чем плюканская керамика хуже землянских металлических кругляшков или прямоугольников из целюлозы, т.е того, что мы считаем деньгами?  Не всегда и не все народы в качестве денег использовали металл – не раньше, чем научились его добывать. И бумажные (а теперь и пластиковые) деньги тоже появились не раньше, чем человек научился изготовлять эти материалы. До этого в ход шли ракушки, связки перьев, шкуры животных, блестящие камни, которые получили название драгоценных – хотя чем, с физико-химической точки зрения, они принципиально отличаются от других камней? Предметная форма, в которой воплощаются общественные отношения, может быть разной, но за ней стоит одно и то же содержание: господство товарно-денежных («рыночных») отношений. Обломки керамики здесь не хуже и не лучше «обрубков» металла или «обрывков» бумаги. И если зритель расценивает поведение плюкан как «нелепое», то все дело в том, что такая «нелепость» является атрибутом любой рыночной экономики. В науке это явление получило название «денежного фетишизма».         

Нелепым выглядит и почитание малиновых и желтых штанов. Каждый плюканин мечтает о таких штанах и с завистью смотрит на их обладателей. Нет ли чего-то похожего и в нашей жизни? Ведь одежда – это не только предмет телесной потребности или моды, но еще и признак общественного статуса человека. Представьте себе картинку на историческую тему. Как мы распознаем, где раб, а где господин, где помещик, а где крестьянин, где царь, а где подданные? Социальное неравенство фиксируется («опредмечивается») в платьях и костюмах и именно в одежде прежде всего бросается в глаза. Вспомните пушкинскую «Барышню-крестьянку». Стоило помещичьей дочке надеть крестьянское платье, и незнакомые люди воспринимают ее как крестьянку, а не как дворянку. Костюм – это маркер социального положения лица. Богатого от бедного, людей с разным социальным статусом мы отличаем прежде всего по внешему виду. Стоит только подумать, какое место в мечтах современного человека занимают синие штаны из грубой дерюги или куртка из свиной или бараньей шкуры, чтобы через плюканскую «фантастику» проступила земная реальность. Кто не мечтал о дубленке, натуральной шубе, кожаном пальто? Чем не малиновые штаны?

Здесь мы подходим к пониманию того, что институт «малиновых штанов», то есть социально-имущественное неравенство является одной из ипостасей рыночного общества. Апологеты неравенства усматривают в нем большое благо, незаменимый стимул к развитию, двигатель прогресса. Не будь неравенства,– утверждают они, – человеку не к чему было бы стремиться, личность лишилась бы главного стимула к деятельности. Воцарится равенство – человек утратит смысл существования, жизнь заглохнет, развитие остановится. «В обществе, где нет цветовой дифференциации штанов, не имеет смысла жить!» Это кредо плюкан, это прочное убеждение миллионов землян. Но те, кто так рассуждает, желают в сущности одного: чтобы кто-то перед ними на коленях ползал, а они могли на них плевать. Только в этом и заключается смысл социального неравенства. Апологетика неравенства есть апологетика господства.

Ни богаче, ни счастливее общество от этого не становится. Неравенство стимулирует лишь тех, кто хочет властвовать, но не тех, кто хочет созидать. Неравенство – это тормоз творческой деятельности, а не ее двигатель. Человек – не обезьяна, чтобы видеть смысл жизни в поедании орехов и накоплении их. Как заметил один философ: счастье – не в насыщении, иначе наисчастливейшими называли бы мы быков, когда они находят горох для еды. Плюканское общество живет представлениями о потребительском счастье, «малиновых штанах» как смысле человеческого существования. Пропаганда скотского счастья говорит лишь о скотстве самих пропагандистов. Недаром на одной из планет, куда судьба забрасывает наших героев, инопланетян Би и Уэфа – носителей плюканской психологии – ожидает продолжение жизни в виде кактусов. Зря Гедеван и Владимир Николаевич (а в них воплощена позиция авторов фильма) протестуют против этого. Идеал жизни плюкан чисто растительный, и растительное существование для них есть адекватный образ жизни.
Человек отличается от животного и растительного мира не потребительством, а трудом. Потребность и способность к творчеству, к изменению форм вещей и отношений есть специфически человеческое качество. Стремление к творчеству – уже само по себе достаточный стимул к деятельности. Но оно-то и отсутствует у плюкан. Поэтому их общество, несмотря на резкие социальные различия и бешеную погоню за успехом, находится в состоянии даже не застоя, а распада. Как органическое тело при своем распаде разлагается на неорганические элементы, так человеческое общество, распадаясь, превращается в животное стадо.

Итак, культивирование неравенства есть культивирование господства. Кто же властвует в обществе, цель которого – «цветовая дифференциация штанов»? По логике его апологетов – самые талантливые, умные, деятельные и профессионально подготовленные люди. Так ли это?
Однажды Владимир Николаевич и Гедеван, выступая с концертами поп-музыки, вновь встречаются с тем оборванцем, с которым им пришлось столкнуться в самом начале пребывания на Плюке. Тогда, еще не зная плюканских порядков, они доверчиво отдали ему коробок спичек. Завладев коробком, оборванец их бессовестно надул и смылся, попытавшись к тому же «убрать» законных владельцев спичек. Теперь этот бандит шествует в малиновых штанах, в окружении свиты и продажных женщин. Герои фильма знают, что стоит за богатством и социальным статусом этого человека: не трудом и талантом он выбился на вершину общественной пирамиды, а грабежом и обманом. Они знают, что перед ними бандит, но… малиновые штаны, а значит, – делай, что приказывают. Так, проходимцы, получив из рук народа власть, которую он сам им доверчиво вручил, рассчитывая на их порядочность и честность, используют ее для личного обогащения и издевательства над теми, благодаря кому они обогатились.


В другой раз наши герои встречают еще более важную персону – в желтых штанах. Кто же удостоился такой чести? Полнейшее ничтожество, жалкий карлик. Карлик здесь, конечно, символ, но символ многозначительный. Превозносимое величие власти есть миф. «Сливки общества» отнюдь не являют собой воплощение интеллектуальной, моральной и физической мощи. Сильные мира сего сильны не своей собственной силой, не выдающимися достоинствами, а раболепием окружающих и совокупной силой карательных институтов. За неуважение к высокопоставленной особе эцилопп может тут же отправить в эцих, а то и вовсе «транклюкировать нахрен».

В государственном аппарате подбор кадров никогда не осуществляется по «уму» или иным способностям, но исключительно по готовности выполнить волю начальства: чиновник всегда угодник. Неугодный чиновник – противоречие в терминах. Власть держится не силой авторитета самых умных, одаренных и деятельных (хотя считает выгодной для себя поддерживать в массах эту иллюзию), а громадной силой карательных учреждений. Однако, эти силы не стоит преувеличивать: солдат, конечно, несчетное число, но все они в руках одного генерала. Политические структуры, построенные по принципу жесткой иерархической пирамиды, оказываются исключительно ломкими, так как держатся на воле «единственных». Высший из высших, богатый из богатых, правитель над всеми и вся – Пэже – безропотно подчиняется первым попавшимся напористым парням, не делая даже попытки к сопротивлению. Верхи так привыкли к беспрекословному повиновению со стороны низов, что вооруженный лазером эцилопп, которому угрожают простой железкой под видом ружья, покорно выполняет волю безоружных музыкантов.
 Теперь настало время окончательно ответить на вопрос, заданный в самом начале фильма: кто такие чатлане и пацаки? Это не нации и не расы, это – классы. Чатлане – класс господствующий, пацаки – эксплуатируемый. Что из себя представляет «раса господ» и кто в нее попадает, мы видели. Чем отличаются от них «низы» - пацаки? Может быть, в среде униженных и оскорбленных мы встретим примеры душевного благородства, честности, взаимовыручки, подлинного таланта? Чем отличаются друг от друга чатланин Уэф и пацак Би? Да ничем. И хотя эксплуатируемые обращаются друг к другу «братья пацаки», никакого братства в их среде нет. Чатлане – это вчерашние пацаки, завладевшие собственностью и властью, а пацаки – это не попавшие к кормушке чатлане. Невежество и бескультурье, разврат и жажда примитивных развлечений, жадность и лживость, приспособленчество и стремление к наживе – присущи в равной степени и тем, и другим. Люди, не утратившие человеческих представлений о совести, справедливости и правде (такие как Гедеван и дядя Вова), действительно выглядят на Плюке инопланетянами, дикарями, не умеющими жить в «цивилизованном обществе». В конечном итоге власть верхов – жадных, лживых, жестоких, но ничтожных и трусливых – держится на той же трусости, жадности и ничтожестве низов. Каковы сами – таковы и сани. Верхи и низы – две стороны одной медали.

Если интерпретировать все вышесказанное в рамках цивилизационного подхода, то можно сказать, что мы выявили специфические черты чатлано-пацакской цивилизации. Остается выяснить ее основания.
Как мы уже видели, плюканский мир – мир крайней несвободы, который не дает никаких гарантий прав личности. Бесправие, произвол и насилие властей, постоянная угроза расправы висит над головой каждого. Если свобода и существует, то как привилегия, но не как всеобщее право. Что же создает возможность произвола одних и бесправия других? – Концентрация собственности и власти в руках меньшинства. Вот что является первопричиной всех общественных зол, что организует голод, истребление людей и природы и ставит человека в положение полного бесправия.  Рыночные отношения вытравляют в человеческих душах всякие духовные побуждения. В головах образуется своего рода духовный вакуум. На место всех устремлений личности рынок ставит одно – стремление к материальному благополучию. Но само это стремление есть показатель того, что такой человек есть рабское существо, человек, загнанный в клетку, брошенный на произвол судьбы, где единственным способом жить (и выжить) является борьба за кусок хлеба. Но даже достижение этой цели – личного благополучия – возможно в таком обществе только в качестве частного случая, но не всеобщей нормы.

В условиях господства частной собственности общественное значение человека определяется не его трудовым вкладом или нравственными достоинствами, а количеством принадлежащих ему вещей – количеством рабов, земли или денег, иначе говоря, «малиновыми штанами», «кц» и «чатллами». Труд утрачивает значение всеобщего критерия существования. Каждый стремится стать собственником, но не тружеником. Если труд и признается, то лишь в значении такой деятельности, которая приносит «кц» и «чатллы». Но деньги и признание приносит только то, что обслуживает интересы «чатлан», т.е. господствующей элиты. Поэтому продажность, приспособленчество и преступления становятся всеобщей нормой. Отрицание труда как всеобщей меры достоинства и значения человека приводит к нравственному распаду личности. Такое общество может держаться только на запугивании и применении силы. Вот почему оно сверху донизу пронизано терроризмом: от политического терроризма верхов до духовного терроризма гангстеров от искусства. Пуля и ложь – заодно. Таковы цивилизационные основы плюканского мира. Знакомая картина, не правда ли?
Почему же при всей этой явной узнаваемости зритель в большинстве своем не понял фильма? Потому что видеть и понимать – разные вещи. Люди привыкли воспринимать только внешнюю форму вещей, но не их внутреннюю сущность. Эмпирический характер мышления – вот главное препятствие к пониманию. Видимость заслоняет для большинства суть, и когда эта привычная видимость разрушена, происходящее начинает восприниматься как бессмыслица. 
Действительно, фильм от начала до конца построен на одном приеме: авторы везде слегка изменяют  в н е ш н ю ю  форму проявления общественных отношений. Когда крестьянин снимает шапку перед помещиком и кланяется ему в пояс, кто этому удивляется? Нам не кажется ни странным, ни глупым, когда подданные падают на колени перед царем или когда челядь спешит распахнуть двери перед важной персоной. Почему же два раза «ку» с приседаниями и прихлопыванием кажется зрительской аудитории верхом нелепости? Разве не менее абсурдно падать ниц, ломать шапку или кланяться? Это дело простой привычки. Если бы у нас было принято приседать перед начальством, то поклоны мы сочли бы смехотворными.


Пора подвести итоги. Мы убедились, что «Кин-дза-дза» – не  фантастика, а вершина реализма. Но мы вправе задать вопрос: достиг ли фильм своей цели? Ведь он не был понят массовой зрительской аудиторией. И тем не менее, цель – достигнута. И не вопреки непониманию, а именно благодаря ему. Если бы зрители поняли, что «de te fabula narratur» («о тебе басня рассказывается»), если бы в плюканах они признали себя, а в плюканских порядках – наши собственные, то и реакция на фильм была бы иной – не столь прямой и откровенной. От всего увиденного у зрителя остается впечатление какой-то гигантской бессмыслицы, космического абсурда, запредельной иррациональности происходящего. Это эмоциональное впечатление очень ценно. Зритель еще не осознал, но уже глубоко прочувствовал иррациональность, т.е. внеразумность, противоразумность плюканских порядков. Но тем самым он признал и неразумность земных порядков. Получилось как у Гоголя: «Над кем смеетесь? Над собой смеетесь!». Осуждение оборачивается самоосуждением. Многие восприняли этот фильм просто как глупую выходку хорошего режиссера. Художник самовыразился – и весь сказ. На самом деле «Кин-дза-дза» – не отрыжка сытого холуя от искусства. Оригинальность формы, глубина и проницательность, с которой изображен современный уклад жизни, великолепная игра блистательных актеров, – все это ставит эту картину в ряд самых выдающихся произведений мирового кинематографа. Конечно, этот фильм – для умных людей. Но кто сказал, что кино должно быть глупым? В условиях культурного голодания и насаждения дурного вкуса встреча с таким произведением искусства каждый раз – праздник.

Фильм сделан, конечно, на «отечественном» материале. Но хотели его создатели или нет, получился гениальный портрет всей современной цивилизации. В этой киноленте словно воплотился завет Шекспира, вложенный им в уста Гамлета: «держать как бы зеркало перед природой, показывать доблести ее истинное лицо и ее истинное – низости и каждому веку истории – его неприкрашенный облик». С поистине шекспировским размахом «Кин-дза-дза» изображает неприкрашенный облик нашего века. И если портрет пришелся не по душе, то, как говорится, «на зеркало неча пенять».

Это фильм о нашем рабстве и стремлении отдельно взятых пацаков вырваться из него. Нежелание работать на чатлан, Пэже, эцилоппов и прочих террористов, отказ принять их мораль, - вот что движет главными героями. Но это требует от человека иных – не чатлано-пацакских – качеств: мужества, нежелания подличать, чувства товарищества, способности к самопожертвованию, – всего того, что называется солидарностью, чувством человеческого братства. Этими качествами наделен и Гедеван, и Машков, – вот почему они оказываются «инопланетянами», маргиналами на Плюке. Вся сюжетная затея с «иной планетой» потребовалась для того, чтобы подчеркнуть вопиющую чуждость таких людей современной цивилизации. Человеческая доблесть и порядочность несовместима с нормами и ценностями потребительского общества.
И последнее. Фильм оказался вещим. Одновременно и зеркалом настоящего и прогнозом на будущее. Действие фильма начинается с того же самого момента, с чего началась так называемая перестройка.

Перед героями возникла проблема: как помочь человеку выйти из затруднительного положения (босой оборванец зимой на улице просит прохожих о помощи). Прораб Машков, не раздумывая, предлагает нажать первую попавшуюся кнопку в машинке перемещения. Инопланетянин ему кричит: «Нельзя так, знать надо!». Но было поздно. Кнопку нажали и … очутились в «капстране» (это Машков определил с первого взгляда). То же самое случилось и с нами. Захотелось жить богаче и лучше, кнопочку нажали и пожалте – теперь процветаем.
Мужики, что же вы всё не на те кнопки нажимаете?! Нельзя так. Знать надо! Так-то, родной.
=
=

Когда у общества нет цветовой дифференциации штанов, то нет цели! 





Фильм ''Кин-дза-дза!'' создавался 2,5 года, в конце первого года Георгий Данелия чуть не отказался от фильма. Сценарий делали еще при Брежневе. Потом пришел Андропов, далее - К.У. Черненко и с главным словом КУ возникли осложнения. В сценарии везде КУ! Но... Черненко умер, пришел Горбачев. Однако, и тут не обошлось без проблем: по сценарию в бутылке была чача, а за чачу по тем временам давали 5 лет! Это не вязалось с развернувшейся антиалкогольной кампанией и чачу заменили на уксус. Когда утверждался сценарий, то министр кино Камшалов сказал Данелия: ''Если бы это был не твой сценарий, я эту хуйню бросил бы читать на первой странице!'' Но дочитал до конца и, хоть он и ни бельмеса не понял, все-таки дал добро. 

Съёмки проходили летом в Кара-Кумах. На ''Мосфильме'' в том году снимали ''Бориса Годунова'', на что были брошены все силы и Кин-Дза-Дза осталась ни с чем. Костюмы и декорации подбирались и делались на месте: выручали брошенное нефтяниками оборудование и авиационная свалка. Головной убор Леонова есть не что иное, как гульфик от костюма лётчика. Съёмки осложняла жуткая жара, которая действовала на нервы. Люди заводились и ругались по пустякам. Левон Габриадзе вспоминал, что сильное впечатление он получил от того, как виртуозно народные артисты ругаются матом. 



Макеты пепелаца делали на авиазаводе Миля. В Японии для них купили пульты дистанционного управления, но получить не могли - не было какой-то бумаги, чтобы выдали... Макеты отправили в Каракумы по железной дороге и они благополучно потерялись. По накладным не нашли: они так и значились пепелацы, а спецов, разбирающихся в пепелацах не было. Пришлось подключать КГБ - пепелацы нашли аж во Владивостоке через 1,5 месяца. Когда картина вышла, то американцы обратились с просьбой сделать для них подобные трюки. Их поразила дешевизна, - у них все это безумно дорого. 

На премьере в Доме кино фильм провалился. Даже друзьям режисёра плохо удавалось сохраниять мину. Критика бесновалась. Пошли письма возмущенных зрителей с вопросами типа: куда смотрит правительство? на что тратятся народные деньги? кто позволяет хорошим артистам сниматься в такой ерунде? как не стыдно режиссеру морочить голову советскому народу, и проч.

* * * * *
Я пошёл на премьеру (у себя в городе). Посещаемоть кинотеатров тогда была завидная. Зал был полный, но во время сеанса люди постоянно выходили и к концу осталось ползала или даже треть, точно уже не помню. Народ, досмотревший фильм и шедший на остановку, возмущался: надо же снять такой бред?! А через пару дней около касс народу почти не было - редкое зрелише для СССР. Я не скажу, что всё сразу понял и стал фанатом. Тогда мне было 16 лет и голова была занята совсем не тем. :-) Но я заметил антисоветскость фильма и был немало этим поражён. 

Фильм не стал народным - общество его не приняло, но некоторые сумели понять и полюбить этот фильм - он стал культовым. Поклонники растащили его на ЦИТАТЫ, да пожалуй, весь фильм - это одна сплошная цитата. Это кино не для глаз и не для души, а для мозгов. Это не Hubba-Bubba, где надо жевать, чтобы понять. Я его осилил за несколько заходов, находя что-то новое после очередного просмотра. 

Кин-Дза-Дза значится как фантастическая комедия абсурда, но, не смотря на комедийность и абсудность, в ней рассматриваются серьёзные вещи: куда может завести цивилизацию нынешний, потребительский курс развития. В.Н.Машков (прораб Вовка) и Гедеван (скрипач), попадая на Плюк, по сути, лицезреют будущее Земли, которое мы с таким старанием и упорством приближаем. Все отлично понимают, что губится среда обитания, экология с каждым годом становиться хуже. Выпуск ненужных товаров постоянно увеличивается, не смотря на не возможность потребить всё произведённое. НО! Но каждый хочет иметь жёлтые, голубые, малиновые штаны, - у кого на какие хватит кц. Под цветовой дифференциацией штанов подразумевается вся система условных ценностей человека. В фильме высмеивается страсть плюкан к цветным штанам, но плюкане вымысел, а их образы списаны со среднестатистического обывателя. Так что над собой смеёмся, но губим природу и своё здоровье ради обладания цветной тряпкой. ''ДИКАРИ!!! Плакать хочется!'' А малиновые штаны всё равно, ой, как хоце. И пропади всё пропадом!

''Если у меня немножко кц есть, я имею право носить жёлтые штаны. И передо мной пацак должен не один, а два раза приседать. Если у меня много кц есть, я имею право носить малиновые штаны, и передо мной и пацак должен два раза приседать, и чатланин ку делать. И эцелоп меня не имеет права бить по ночам, никогда...''

Антисоветскую тематику проследить сложнее, так как СССР уже нет и не все знают как оно там было. Молодняк врят ли поймёт фразу дяди Вовы: ''Если есть на этом Плюке гравицапа, так достанем. Не такое доставали...'' Дело в том, что В СССР не всё можно было купить за деньги, но почти всё можно было достать за эти же деньги. Процесс доставания был не очень приятным, зато его результат был сравним с оргазмом, - не то что сейчас при покупке. Если удавалось что-то достать, то чувствовал себя Гироем. Фразой обращённой к Уэфу: ''Как командовать, так все чатлане, а как работать...'' - Вовка оскорбляет всех начальников Земли. А эпизод с Обрадоксом и Дэконт на Альфе - это наезд на конституцию СССР, где за КПСС закреплялась ''руководящая и направляющая роль''. Тогда мы знали как надо жить и готовы были научить этому всех (сейчас этим заняты США. Ну, и флаг им в руки). 

Мысли и выводы которые навевает просмотр сего шедевра совсем не радуют. Над природой измываются нещадно (и ПОКА она терпит). Мы уже спокойно покупаем воду в бутылках. Каша уже почти пластиковая, - почитайте что написано на этикетках. В мегаполисах открываются кафе, где продают воздух. Эцилопы погрязли в поборах и взятках. Господа ПЖ владеют насосными станциями и луцеколонками, ходят в штанах от Лоранов и Версач, плещутся в бассейнах и плюют на пацаков. Словарный запас истощается. Попса находится на грани того, что скоро хитом станет ''Ы-ку, ы-ку, ы-ку! Ыыыыыы!!!'' Учитывая, что человек не изменяем по своей сути, ему потребны ''малиновые штаны'' и он готов ради них на всё, - перспектива превратить Землю в Плюк не кажется фантастикой. Так что правильным путём идём, товарисчи!

''Да, я подал это с юмором, но сейчас мне фильм смотреть уже страшно: сбывается предсказанное в нем. Под горячую руку чуть ли не целые народы уничтожаем, воздух, воду, словарный запас - сплошное "кю"... Пора спохватиться, а то и сами не заметим, как Землю в планету Плюк превратим.'' Г.Данелия

* * * * *
И ЧУТОК РИКЛАМЫ (куда ж без неё)





В док. фильме ''Время Кин-дза-дзы'' Данелия сообщил о работе над мультфильмом ''Кин-дза-дза-дза''. Это не будет мультпликационная версия фильма, но сюжет схожий. Главные герои: трудный подросток и виолончелист. На сценарий ушло два года и теперь идёт производство. Если ничего не поменяется, то мульт выйдет в 2010. 
=
=









Комментарии

  1. Я благодарю г-на Педро за помощь в приобретении ипотечной ссуды VA. Было здорово получить ссуду в размере 900 000 долларов США от этого кредитора. Меня зовут Красимир Тодор, я бельгиец. Я получил ссуду от этого авторитетного кредитора 20 ноября 2019 года, и я хочу быстро использовать это средство, чтобы сообщить всем здесь, что вы можете получить любой ссуду у этой надежной кредитной компании. Найти ссудодателя VA непросто, и он должен быть рекомендован Департаментом по делам ветеранов. Г-н Педро предоставит вам ссуды под низкие проценты в размере 2% и очень быстро. Получите кредиты по электронной почте: pedroloanss@gmail.com /
    Текст в WhatsApp: +18632310632

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Правила постановки целей

= Правила постановки целей Наталья Лебедева Источник:  Журнал "Кадровое дело" добавлено: 2005-01-20 просмотров: 47823 Вспомним старый анекдот: «В целях усиления борьбы с вредителями Министерство сельского хозяйства Китая объявило, что за каждую сданную саранчу будет выплачен 1 юань. Теперь все крестьяне разводят саранчу...» Чтобы в практике управления избегать ситуаций, в которых сотрудники могут неправильно трактовать поставленные перед ними задачи, необходимо научиться правильно их формулировать. Умение ставить четкие, практические цели и задачи своим сотрудникам – это одна из основных базовых компетенций эффективного руководителя. При приеме на работу и разработке процедур аттестации HR-менеджерам многих компаний приходится оценивать, насколько руководящие работники способны ставить правильные, четко сформулированные цели подчиненным. Кроме того, директорам кадровых служб как руководителям своих подразделений также необходимы навыки грамотного

Построение бизнес-моделей [2013, PDF, RUS]. Александр Остервальдер, Ив Пинье

EDITORS CHOICE – ВЫБОР ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА Бизнес-модель – это то, что отличает вас от других, это ваша уникальность, выраженная через взаимосвязи между самыми критичными факторами вашего успеха. Бизнес-модель важнее миссии, стратегии и плана денежных потоков. Это основа вашего конкурентного преимущества. Сергей Турко, главный редактор издательства «Альпина Паблишер»