К основному контенту

Рейтинг РБК: 50 самых быстрорастущих компаний России

http://www.rbc.ru/magazine/2016/12/5829b4f79a7947f1826c21fb
=
Рейтинг РБК: 50 самых быстрорастущих компаний России


За последние три года свыше тысячи российских компаний увеличили выручку более чем вдвое. Но для большинства даже этого оказалось недостаточно, чтобы попасть в рейтинг 50 самых быстрорастущих компаний России


Методика составления списка за последний год не поменялась, временной период изменился совсем чуть-чуть (2011 год исчез, а 2015-й добавился), но состав участников, что традиционно для этого рейтинга, серьезно изменился. В списке 38 новичков.

 Изм. за год
 Компания
 Отрасль
 Среднегодовой прирост выручки*, %
 Выручка в 2015 г., млрд руб.
1 Н  «Северэнергия»  Нефть и газ 192 126,13
«Северэнергия» — совместное газодобывающее предприятие «Газпром нефти» и НОВАТЭКа. Компания была создана на базе бывших активов ЮКОСа, которые в 2007 году на аукционе по распродаже имущества обанкроченной бизнес-империи Михаила Ходорковского приобрели итальянские Enel и Eni. В 2009-м 51% «Северэнергии» за $1,6 млрд выкупил «Газпром». Через год этот пакет за такую же сумму перешел во владение СП «Газпром нефти» и НОВАТЭКа. В 2013-м 19,6% «Северэнергии» у Enel за $1,8 млрд купила «Роснефть», а оставшуюся долю Eni за $2,9 млрд — «Газпром нефть» и НОВАТЭК. «Роснефть» затем обменяла актив на 51% «Сибнефтегаза», принадлежавшего НОВАТЭКу. В итоге к 2014 году акционерами «Северэнергии» остались НОВАТЭК и «Газпром нефть» с долями около 60 и 40% соответственно. К началу 2016-го стороны оформили паритетное владение «Северэнергией». Компания владеет лицензиями на освоение месторождений на Ямале. Доказанные запасы «Северэнергии» на 31 декабря 2014 года составляют 695 млрд куб. м природного газа и 127 млн т жидких углеводородов. Рост выручки компании в прошлом году связан со вводом в эксплуатацию ряда месторождений в конце 2014-го — начале 2015-го. Так, в сентябре 2014-го «Северэнергия» запустила третью очередь Самбургского месторождения (около 7 млрд куб. м природного газа и 0,9 млн т газового конденсата в год), в декабре — вторую очередь Уренгойского месторождения (около 13 млрд куб. м природного газа и 4,7 млн т газового конденсата в год), в апреле 2015-го — Яро-Яхинское месторождение (около 7,7 млрд куб. м природного газа и 1,3 млн т газового конденсата в год).

Динамика выручки, млн руб.



 

2 Н  НПК «Объединенная вагонная компания»  Транспорт 169 42,01
Объединенная вагонная компания (ОВК) — крупнейший российский вагоностроительный холдинг (по данным компании «INFOLine-Аналитика»), основанный в 2012 году. В составе ОВК — Тихвинский вагоностроительный завод, «Тихвинхиммаш» (производство вагонов-цистерн), НПЦ «Пружина» (производство ж/д пружин), лизинговые предприятия под брендом RAIL1520, транспортная компания «Восток1520», сеть сервисных центров и другие активы. На 1 сентября 2016 года парк ОВК превышает 28 тыс. грузовых вагонов. Выручка компании в 2015-м выросла благодаря увеличению объема грузоперевозок: ОВК перевезла в 4,6 раза больше грузов, чем в 2014-м, — 11,9 млн т, грузооборот подскочил почти в 5 раз, до 47,9 млрд тонно-километров. Производство вагонов ОВК в тот же период выросло на 28%, до 12,4 тыс. Наращивание мощностей привело к снижению рентабельности: в 2015-м ОВК получила 9,7 млрд руб. чистого убытка по МСФО против 0,5 млрд руб. чистой прибыли годом ранее (в первой половине 2016-го убыток сократился вдвое по сравнению с аналогичным периодом 2015-го, до 1,99 млрд руб.). В апреле 2015-го ОВК, подконтрольная группе ИСТ Александра Несиса, провела IPO на Московской бирже. Компания разместила 12,2% акций на сумму 9,03 млрд руб., основной их объем выкупили PPF Group Петра Келлнера и структуры НПФ «Благосостояние». В августе 2015-го 13,1% акций ОВК (на бирже пакет стоил около 9,9 млрд руб.) у ИСТ приобрела группа Ronin Partners Андрея Гаека. В мае 2016-го в рамках SPO ОВК привлекла более 5 млрд руб., продав на бирже 6,9% бумаг.
 

Динамика выручки, млн руб.



3 Н  «Уралмаш НГО Холдинг»  Нефть и газ 122 16,79
«Уралмаш НГО Холдинг» — крупнейший российский проектировщик и производитель буровых установок. Компания была основана в 2010 году на базе активов МК «Уралмаш», подконтрольного Газпромбанку, и ЗАО «УРБО», принадлежавшего инвестиционному фонду Ильи Щербовича и его партнеров UCP (имеет контрольную долю в «Уралмаш НГО Холдинге»). Среди партнеров «Уралмаш НГО Холдинга» крупнейшие нефтегазовые и лизинговые компании России — «Газпром», «Роснефть», «ВТБ Лизинг» и др. Всего заказчикам отгружено более 90 комплектов буровых установок. В конце 2014 года гендиректор «Уралмаш НГО Холдинга» Юрий Карпов в интервью «Коммерсантъ-Деньги» отмечал, что компания готова выйти на объем производства 50 установок в год. Для этого к 2015 году Газпромбанк инвестировал в развитие компании 3 млрд руб., отмечал глава «Уралмаш НГО Холдинга». По оценке рейтингового агентства RAEX, «Уралмаш НГО Холдинг» в 2015 году снизил долю импортных комплектующих в среднем на 10% по сравнению с 2014-м, до 28–30%. Этот показатель важен для компании, поскольку почти 100% ее выручки формируется в России. Из позитивных для «Уралмаш НГО Холдинга» индикаторов аналитики выделяли высокое качество задолженности (доля «просрочки» по состоянию на 31 декабря 2015-го — менее 1%) и высокие темпы прироста капитала (за 2015 год капитал вырос в два раза за счет капитализации чистой прибыли — 2,5 млрд руб. в 2015-м). Объем активов компании по состоянию на 31 декабря 2015 года находился на уровне 25,1 млрд руб., объем собственных средств — 4,4 млрд руб.

Динамика выручки, млн руб.



4 Н  «Стройтранснефтегаз»  Строительство инфраструктуры 100 188,34
5 Н  Богучанская ГЭС  Электроэнергетика 118 14,65
6 Н  «ВкусВилл» и «Луг да поле» («Избенка»)*  Розничная торговля 107 12,33
2008 году Андрей Кривенко уволился с должности финансового директора крупного производителя рыбы и морепродуктов группы «Агама». Продолжать карьеру менеджера он не захотел — и в начале 2009-го, со стартовым капиталом 1 млн руб., решил развивать сеть точек продаж свежей молочной продукции. Открытие первого магазина «Избенка» обошлось в 50 тыс. руб. Спустя год «Избенок» было уже 15, еще через год — 30. Когда в 2011 году выручка управляющей компании Кривенко «Луг да поле» достигла 177 млн руб., параллельно с «Избенками», площадь которых не превышает 20 кв. м, а ассортимент — 80 наименований, бизнесмен решил развивать формат магазинов «ВкусВилл». Это точки площадью до 120 кв. м с ассортиментом до 800 наименований — не только молочной продукции, но и других продуктов. 99% товара продается под маркой «ВкусВилл» и, по заверениям Кривенко, не содержит консервантов и химии. Обе концепции «выстрелили». К концу 2015 года сеть состояла из 100 «ВкусВиллов» и 300 «Избенок» в Москве и Подмосковье. По оценке Кривенко, выручка «ВкусВиллов» за первый год работы вырастает в среднем на 40%, на второй год рост стабилизируется на уровне 20%. В 2016-м «ВкусВилл» вышел на новые темпы роста: в неделю открывалось до пяти магазинов, сегодня сеть «большого формата» приближается к отметке в 300 точек. Наценка на продукты в компании Кривенко сравнима с «Магнитом» — порядка 55%, но средний чек выше (на уровне 500 руб.), поскольку до 70% ассортимента — скоропортящиеся продукты.

Динамика выручки, млн руб.



7 З  ТД «РИФ»  Сельское хозяйство и продукты питания 96 49,94
8 Н  «Нефтегазстрой»  Строительство инфраструктуры 106 12,45
9 -8  «ТМХ-Сервис»  Транспорт 79 58,54
10 -3  SPS-Холдинг («Красное & белое»)  Розничная торговля 76 82
11 Н  «Валар» (Astra)  Нефть и газ 86 8,9
12 Н  «Южный центр»  Сельское хозяйство и продукты питания 84 9,17
13 -2  Птицефабрика «Акашевская»  Сельское хозяйство и продукты питания 78 14,59
«Акашевская» была основана в 2005 году в Марий Эл бизнесменом Николаем Кривашем. За десять лет предприятие выросло в одного из крупнейших производителей мяса птицы в России: по итогам 2015-го, согласно данным Росптицесоюза, «Акашевская» заняла седьмое место с объемом 203 тыс. т. Фабрика развивалась за счет займов Россельхозбанка (РСХБ): в 2014 году глава РСХБ Дмитрий Патрушев говорил, что объем кредитования «Акашевской» достиг 30 млрд руб. В октябре 2016-го владельцем «Акашевской» стали структуры «Агрокомплекса» им. Н.И. Ткачева.

Динамика выручки, млн руб.


14 Н  «ЭКО-Инжиниринг»  Строительство инфраструктуры 70 31,05
15 Н  Концерн «Титан-2»  Строительство инфраструктуры 65 29,1
16 Н  Шахтоуправление «Майское»  Металлы и горная добыча 68 13,85
17 Н  Птицефабрика «Чамзинская»  Сельское хозяйство и продукты питания 72 7,13
18 Н  Торговый дом «Доминант»  Сельское хозяйство и продукты питания 64 24,88
19 -17  «Вайлдберриз»  Интернет-торговля 62 29,48
20 Н  Первый Одинцовский мясокомбинат  Сельское хозяйство и продукты питания 67 8,53
Первый Одинцовский комбинат на рынке представлен торговой маркой «Мясницкий ряд». С момента основания в 2004 году компания открыла более 550 одноименных фирменных магазинов в Москве и Подмосковье. В ассортименте комбината — более 150 наименований колбас и других продуктов мясопереработки. По данным базы «СПАРК-Интерфакс», Денис Кореев и Владимир Гаппель владеют по 50% предприятия. Вместе с резким ростом выручки в 2015 году по сравнению с 2014-м у Первого одинцовского мясокомбината увеличилась чистая прибыль — с 19,8 млн до 219,1 млн руб.

Динамика выручки, млн руб.



21 -9  O1 Properties  Девелопмент и строительство 60 22,44
22 -17  «Бэст Прайс» (Fix Price)  Розничная торговля 55 52,95
«Бэст Прайс», управляющая сетью магазинов Fix Price, — долгожитель рейтинга РБК. Она была создана в 2007 году Сергеем Ломакиным и Артемом Хачатряном. Оба были сооснователями сети «Копейка». От продажи «Копейки» в 2007 году бизнесмены выручили по $120–140 млн и вложили средства в новые проекты. Самым успешным из них оказалась сеть непродовольственных магазинов формата «все товары по одной цене». Сегодня это сеть из 2,2 тыс. точек. Большая часть товаров стоит 50 руб., низкая цена формируется за счет связей с китайскими фабриками.

Динамика выручки, млн руб.



23 Н  «Металлоцентр Лидер-М»  Дистрибуция 67 4,77
24 Н  «Розница К-1» («Мария-Ра»)  Розничная торговля 54 64,24
«Розница К-1» — компания, управляющая крупнейшей в Сибири сетью розницы «Мария-Ра». Сегодня сеть состоит из 841 магазина в Алтайском крае, Республике Алтай, Новосибирской, Томской и Кемеровской областях. Каждый день магазины «Мария-Ра» обслуживают более 830 тыс. покупателей. По данным компании «INFOLine-Аналитика», по итогам 2015-го «Мария-Ра» замыкала топ-20 крупнейших ретейлеров России. Сеть основал в начале 1990-х бывший преподаватель физкультуры из Барнаула Александр Ракшин. Он и члены его семьи сохраняют контроль над бизнесом.

Динамика выручки, млн руб.



25 Н  «Авто-Трейд»  Автомобили 64 4,96
26 Н  «Мегамикс»  Сельское хозяйство и продукты питания 63 5,6
27 -5  «Усть-Луга Ойл»  Транспорт 56 21,7
28 Н  «Юта-НН»  Дистрибуция 59 8,77
29 Н  Солнцевский угольный разрез  Металлы и горная добыча 61 6,46
30 Н  «Европейские строительные технологии»  Девелопмент и строительство 62 4,41
31 Н  «Экситон»  Дистрибуция 60 5,02
32 Н  «Три кота»  Розничная торговля 60 5,34
«Три кота» — крупная сеть продовольственных магазинов, основанная в 2009 году во Владивостоке. Компания работает в Приморском и Хабаровском краях. Всего сеть включает один дискаунтер и семь гипермаркетов, из которых три были открыты в 2015 году. Ретейлер развивается на фоне отсутствия федеральных конкурентов: крупные игроки из-за сложной логистики и низкой плотности населения на Дальнем Востоке не спешат с выходом на местный рынок. Так, например, в 2015-м от планов открыть первые магазины в Приморье отказалась Metro Cash & Carry, сообщало агентство PrimaMedia.

Динамика выручки, млн руб.



33 Н  «Олимпситистрой»  Девелопмент и строительство 61 4,36
34 Н  «Газмашпроект»  Нефть и газ 60 5,19
35 Н  ЛДК «Игирма»  Лес и деревообработка 58 6,36
36 Н  ФК «Спартак-Москва»  Спорт 59 4,66
37 Н  Компания «Метрополис»  Розничная торговля 52 17,06
38 Н  Всеволжский завод алюминиевых сплавов  Металлы и горная добыча 56 7,5
39 Н  «Эктив Телеком»  Информационные технологии 55 8,2
40 -12  «Максима Групп» (Familia)  Розничная торговля 54 8,48
«Максима Групп» — компания, управляющая сетью магазинов одежды эконом-класса Familia. Согласно информации на сайте Familia, за год — с осени 2015-го по осень 2016-го — сеть выросла в 1,5 раза, почти до 150 магазинов по всей России. В конце 2014-го компания расширила ассортимент за счет ряда продовольственных позиций (шоколад, кофе, чай и др. — всего порядка 400 позиций). По итогам трех кварталов 2016-го продажи продуктов выросли на 50% по отношению к аналогичному периоду 2015-го. Правда, в общем обороте продукты по-прежнему занимают скромную долю в 0,5%.

Динамика выручки, млн руб.



41 -7  «Холлифуд»  Розничная торговля 54 6,8
42 Н  «Лабиринт.ру»  Интернет-торговля 55 6,04
«Лабиринт.ру» управляет интернет-магазином, входящим в холдинг «Лабиринт». Сайт был запущен в 2005 году, в его ассортименте — 150 тыс. наименований (не только книги, но и канцтовары, игрушки и др.). «Лабиринт.ру» называет себя «крупнейшим книжным интернет-магазином» в стране. В холдинг также входят издательство, сеть «Книжный лабиринт» (90 магазинов в Москве и Подмосковье), компания по оптовым продажам книг. Суммарная выручка подконтрольных владельцу «Лабиринта» Евгению Патрушеву компаний в 2015 году составила около 9 млрд руб.

Динамика выручки, млн руб.



43 Н  БКФ «Каменская»  Лес и деревообработка 54 6,82
44 -30  Антипинский НПЗ  Нефть и газ 40 154,2
45 Н  «Дружба»  Сельское хозяйство и продукты питания 56 3,82
46 2  «Аматус» («Я любимый»)  Розничная торговля 51 9,24
47 Н  ГК «ТНС энерго»  Электроэнергетика 39 206,95
48 Н  «Ак Таш»  Девелопмент и строительство 54 5,02
49 Н  «РИЧ Фэмили» (Rich Family)  Розничная торговля 52 7,4
Новосибирская компания «РИЧ Фэмили» управляет сетью гипермаркетов Rich Family и занимается оптовыми поставками детских товаров. Сеть состоит из 23 магазинов площадью от 3 тыс. до 5 тыс. кв. м. География Rich Family простерлась от Поволжья до Дальнего Востока. Гипермаркеты работают в крупных городах — Новосибирске, Казани, Екатеринбурге и др. У «РИЧ Фэмили» есть четыре собственных торговых марки («Велолидер», «Коробейники», Geburt и Rich Family), под которыми производятся товары для детей, велосипеды, туристические принадлежности и др.

Динамика выручки, млн руб.



50 Н  Промышленная энергосбытовая компания  Электроэнергетика 53 4,8

1. Совокупная выручка участников рейтинга по итогам 2015 года достигла почти 1,5 трлн руб. Это почти на 44% меньше совокупного дохода прошлогоднего топ-50: тогда выручка лидеров роста составляла около 2,6 трлн руб. (за 2014 год). Более того, 1,5 трлн руб. от 50 компаний почти сопоставимы с выручкой одной корпорации РЖД (1,9 трлн руб. за 2015 год) и составляют лишь четверть выручки самой крупной компании России «Газпром».

2. Участники рейтинга этого года росли в среднем быстрее, чем их предшественники: по 2015 году 50 чемпионов показали динамику в 68%, компании прошлогоднего топа по 2014-му подросли тогда примерно на 53%. Если посмотреть на более длительный промежуток времени, тенденция схожая: средний темп роста выручки участников нынешнего рейтинга за три последних года — 71%, у представителей прошлогоднего топа — 61%.

3. Это объясняется главным образом тем, что участники нового рейтинга «измельчали»: наибольшую скорость роста удается показывать в основном представителям не самого крупного бизнеса. Выручка среднего участника топ-50 составила 29 млрд руб., в прошлом рейтинге бизнес усредненной компании достигал почти 52 млрд руб.

4. В новый топ лидеров роста пробились лишь четыре компании с годовой выручкой более 100 млрд руб., крупнейшая из них — энергосбытовой холдинг «ТНС Энерго» с 207 млрд руб. выручки за 2015 год. В прошлогоднем рейтинге компаний, чья выручка превышает 100 млрд руб., было шесть. Возглавлял «гигантов» ретейлер «Магнит» с 764 млрд руб. за 2014 год.

5. Семь компаний из нового рейтинга быстрорастущих оказались убыточными по итогам 2015 года. Причем настолько, что общая сумма прибылей и убытков 50 компаний из топа также отрицательная: итог работы чемпионов роста за прошлый год — минус 10 млрд руб. Самый крупный убыток по прошлому году у Антипинского НПЗ — 60 млрд руб., но представители предприятия списывают это на курсовую разницу от валютных кредитов.

6. Только семь компаний из топ-50 работали в 2015 году с рентабельностью по чистой прибыли более 10%. Средний показатель по всем фирмам — менее 1%. Чемпионами прибыли в этом году оказались представители «тяжелой» индустрии — «Нефть и газ», «Электроэнергетика», «Строительство инфраструктуры». Самым богатым участником топ-50 оказался победитель рейтинга — «Северэнергия», созданная из части бывших активов ЮКОСа: при выручке 126 млрд руб. газодобывающая компания заработала в 2015 году более 38 млрд руб.

7. Попасть в рейтинг быстрорастущих компаний, который мы публикуем третий год подряд, гораздо проще, чем задержаться в нем. Лишь трем фирмам удалось отметиться во всех трех рейтингах: сети дискаунтеров Fix Price, алкогольному ретейлеру «Красное & белое» и Антипинскому НПЗ.

8. Как и в прошлом году, состав рейтинга обновился примерно на 75%: 38 компаний из 50 вошли в топ самых быстрорастущих впервые, годом ранее новобранцами стали 37 из 50.Чемпион прошлого года, «ТМХ-Сервис», опустился на восемь позиций. Самым неожиданным новичком этого года оказался, пожалуй, футбольный клуб «Спартак» Леонида Федуна: среднегодовой темп роста компании составил почти 60%.

9. Помимо состава рейтинга обновился и отраслевой срез. Почти половину совокупной выручки участников в 2014 и 2015 годах приносили компании розничной торговли. И хотя в численном выражении отрасль почти не сократила свое присутствие в нынешнем рейтинге, в финансовом — снижение значительно: теперь на розницу приходится лишь 18% общей выручки участников.

10. Самым денежным сектором стал «Нефть и газ»: пять представителей этой сферы сформировали 21% совокупной выручки топ-50. Столько же, сколько и розница, — 18% — принесли компании, занимающиеся строительством промышленных объектов и оборудования. Самой пострадавшей отраслью оказался девелопмент: при сохранении численности участников, попавших в топ, общая их выручка просела с 204 млрд (рейтинг прошлого года) до 36 млрд руб.

Как мы считали

На первом этапе мы сформировали лонг-лист претендентов из базы данных «СПАРК-Интерфакс» и из рейтингов быстрорастущих компаний и РБК 500 за предыдущие годы.

Все попавшие в лонг-лист фирмы отвечают ряду критериев. Юридическая регистрация компании состоялась не позднее конца 2011 года, в данный момент фирма не находится в стадии ликвидации или реорганизации. Выручка компании превышает 1 млрд руб. по итогам 2012 года и 3 млрд руб. в 2015-м, ежегодный рост доходов за последние три года составляет не менее 20%. Бизнес, который ведет компания, должен быть понятным и прозрачным. Финансовые компании и государственные холдинги и их дочерние структуры исключены из выборки.

Все компании, попавшие в лонг-лист рейтинга, зарегистрированы в России и принадлежат российским физическим и юридическим лицам, а доля государства в структуре владения не превышает 50%. В выборку также включены зарегистрированные в иностранных юрисдикциях компании-«оболочки», большая часть активов которых находится на территории России и владеют которыми российские граждане.

При подготовке рейтинга мы отдавали приоритет консолидированной отчетности головной компании, в которой учтены финансовые показатели как материнской компании, так и ее дочерних структур. Если консолидированная отчетность отсутствует, мы брали неконсолидированные данные головной компании или данные крупнейшей операционной структуры холдинга. При расчетах рейтинга приоритет отдавался отчетности по МСФО и US GAAP, в случае отсутствия таковой мы брали отчетность по РСБУ.

На втором этапе составления рейтинга мы рассчитали итоговый балл — коэффициент роста (КР) для всех компаний — участниц лонг-листа. Необходимость введения подобного коэффициента обусловлена разностью масштабов бизнеса: динамики роста выручки с 1 млрд до 5 млрд руб. и с 20 млрд до 50 млрд руб. должны иметь разный вес. Итоговый балл рассчитывался по формуле:



где Выручка *такой-то год* — выручка компании за соответствующий период, млн руб.

На финальном этапе мы ранжировали компании лонг-листа по коэффициенту роста и получили топ-50 участников с​ наибольшим показателем

Подробнее на РБК:
http://www.rbc.ru/magazine/2016/12/5829b4f79a7947f1826c21fb
=

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Цветовая дифференциация штанов (целеполагание = кто ты будешь такой)

Стратификация социума в соответствии с цветом штанов Когда у общества нет цветовой дифференциации штанов, то нет цели! А когда нет цели - нет будущего! Википукия решила удалить важнейшую статью о целеполагании. Считаю, что это недопустимо, потому выкладываю репост! Цветовая дифференциация штанов

Правила постановки целей

= Правила постановки целей Наталья Лебедева Источник:  Журнал "Кадровое дело" добавлено: 2005-01-20 просмотров: 47823 Вспомним старый анекдот: «В целях усиления борьбы с вредителями Министерство сельского хозяйства Китая объявило, что за каждую сданную саранчу будет выплачен 1 юань. Теперь все крестьяне разводят саранчу...» Чтобы в практике управления избегать ситуаций, в которых сотрудники могут неправильно трактовать поставленные перед ними задачи, необходимо научиться правильно их формулировать. Умение ставить четкие, практические цели и задачи своим сотрудникам – это одна из основных базовых компетенций эффективного руководителя. При приеме на работу и разработке процедур аттестации HR-менеджерам многих компаний приходится оценивать, насколько руководящие работники способны ставить правильные, четко сформулированные цели подчиненным. Кроме того, директорам кадровых служб как руководителям своих подразделений также необходимы навыки грамотного

Построение бизнес-моделей [2013, PDF, RUS]. Александр Остервальдер, Ив Пинье

EDITORS CHOICE – ВЫБОР ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА Бизнес-модель – это то, что отличает вас от других, это ваша уникальность, выраженная через взаимосвязи между самыми критичными факторами вашего успеха. Бизнес-модель важнее миссии, стратегии и плана денежных потоков. Это основа вашего конкурентного преимущества. Сергей Турко, главный редактор издательства «Альпина Паблишер»