К основному контенту

В России бурно развиваются сервисы доставки готовых кулинарных наборов

http://www.vedomosti.ru/management/articles/2016/05/20/641686-pischevoi-konstruktor
=

В России бурно развиваются сервисы доставки готовых кулинарных наборов

Из этих «пищевых конструкторов» уставшие офисные работники могут готовить ужины в течение всей рабочей недели
Тридцатилетний выпускник Московского государственного университета пищевых производств и бывший повар ресторана «Марракеш» Алексей Чекарев из Москвы с весны 2015 г. продает необычные конструкторы – кулинарные. Речь идет о поставках готовых наборов провизии для домашних ужинов на пять будних дней – очищенных и нарезанных ингредиентов, из которых уставший офисный сотрудник, воспользовавшись приложенным меню, может за 30 минут каждый день готовить полноценный ужин. Чекарев выяснил, что в США подобные кулинарные сервисы зарабатывают сотни миллионов долларов в год. В апреле 2015 г. предприниматель арендовал помещение в 60 кв. м, придумал меню, купил продукты, нарезал и упаковал их и стал предлагать продуктовые наборы друзьям через чат в WhatsApp. Ему удалось заинтересовать многих знакомых. Через месяц число заказов выросло до 20–30 в неделю, а выручка перевалила за 50 000 руб., и предприниматель основал компанию «Нужен ужин». В ее создание он вложил около 1 млн руб. (основные деньги предоставил партнер – директор event-агентства). А в декабре 2015 г. месячная выручка составила 1,5 млн руб., бизнес вышел на операционную окупаемость, утверждает Чекарев.
Рынок услуг доставки «кулинарных конструкторов» в России стремительно растет. Первые компании появились летом 2012 г., а сейчас их уже около 70, в основном в Москве и Санкт-Петербурге. Клиент заказывает набор ингредиентов через сайт на следующую неделю, а курьер доставляет его в воскресенье или понедельник. Каждая компания предлагает базовое меню на пять дней: в понедельник, например, котлета с брусничным соусом, во вторник – телятина по-грузински, в среду – паста с шампиньонами и т. д. Стоимость стандартного заказа на неделю – 2700–4000 руб.
За месяц предприниматели выполняют около 100 000 заказов в Москве, прикидывает Ольга Зиновьева, совладелица крупного сервиса Elementaree. А к 2018 г. число вырастет до 1 млн в месяц, предполагает она.
Сервисы представляют собой гибрид службы доставки и обычного ресторана, поэтому их создателям приходится решать двойное количество проблем. Зато сервисы быстро окупаются: петербургская «Партия еды» вышла на операционную окупаемость через семь месяцев после старта, а «Нужен ужин» – через восемь месяцев.

Затратный старт

Бизнес капиталоемкий – нужен, по меньшей мере, 1 млн руб. стартового капитала, а рентабельность относительно скромная – 10–15%, говорят представители компаний, опрошенных «Ведомостями». Поэтому предприниматели привлекают инвесторов или вкладывают собственные сбережения (этот бизнес обычно начинают бывшие руководящие работники). По словам одного из инвесторов, все рассчитывают на то, что в ближайшее время на российский рынок придет западный игрок и купит проект.
Фонд развития интернет инициатив вложил 1,4 млн руб. в «Нужен ужин». А в начале этого года Алексей Поликарпов, бывший коммерческий директор сайта «Хабрахабр», инвестировал еще 2 млн руб. Компаниям требуется значительный оборотный капитал на закупку продуктов, а для получения прибыли нужно, чтобы клиент делал заказы минимум два-три раза, рассказывает Чекарев.
Женщины оценят
По оценкам поставщиков кулинарных наборов, целевая аудитория – в основном жительницы городов-миллионников в возрасте 25–45 лет. По оценке Виталия Полехина, руководителя клуба инвесторов бизнес-школы «Сколково», число потенциальных клиентов может составить несколько миллионов человек.
Деньги нужны на аренду цехов для подготовки и фасовки продуктов, а также на персонал: фасовщиков, технологов, поваров, администраторов. Выходец из McKinsey и бывший вице-президент трубной металлургической компании в Германии Сергей Ашин основал сервис «Шефмаркет», ныне один из крупнейших в стране, в июле 2012 г. в Москве. Он уже вложил в бизнес 20 млн руб. сбережений, арендовал цех в 300 кв. м и за четыре года нанял 80 сотрудников. А сейчас Ашин занят открытием второй фабрики-кухни площадью 1000 кв. м, ему предстоит нанять еще 50 человек. В 2015 г. «Шефмаркет» получил 12 млн руб. от фондов AddVenture и Moscow Seed Fund, а еще $5 млн – от нескольких частных лиц.
Другой крупный сервис – «Партия еды» – был основан в Петербурге в августе 2014 г. Михаилом Перегудиным, бывшим директором по маркетингу Webinar.ru. Он вместе с партнерами вложил в сервис 10 млн руб. В конце 2015 г. 40% «Партии еды» приобрел Эдуард Тиктинский, собственник строительного холдинга RBI.
Андрей Кощеев, бывший владелец петербургской сети магазинов женского белья, продал сеть, а вырученные деньги вложил в сервис «ДомаВкуснее», основанный в Петербурге в сентябре 2012 г. Инвесторов он не ищет принципиально, ведь хватает собственных средств.

Корзинка для блогера

Ирина Назарова, основатель компании «Радость приготовления», которая с 2012 г. занималась доставкой «кулинарных конструкторов» из дорогих импортных продуктов, вспоминает, что компании приходилось тратить на рекламу в интернете столько же, сколько крупные интернет-магазины, у которых была гораздо более высокая рентабельность. Она не смогла привлечь инвестиции и закрылась в 2014 г. – после введения продовольственного эмбарго.
Перегудин из «Партии еды» считает, что привлекать клиентов через контекстную рекламу смысла нет, потому что они не подозревают о существовании подобных сервисов. «Никто не ищет нас в Google, стандартные каналы интернет-маркетинга не работают», – говорит Перегудин. «Партия еды» рекламируется по сарафанному радио: раздает наборы с едой известным блогерам, которые тестируют сервис и пишут отзывы. На продвижение Перегудин тратит 8% от выручки, которая составила 50 млн руб. в 2015 г. Кощеев из «ДомаВкуснее» организовал рекламную акцию около двух гипермаркетов «Ашан»: покупателям, приходящим в магазин, предлагалось приобрести продуктовый набор по льготной цене. Кощеев сказал, что компания тратит очень много денег на рекламу.

Секрет в коробке

Самые большие хлопоты поставщикам «кулинарных конструкторов», как водится, доставляет логистика. Сроки доставки должны быть небольшими – иначе пища испортится. Чекарев, попробовав развозить наборы сам, понял, что для перевозки скоропортящихся продуктов нужны специальные холодильники-контейнеры, в которых еда может оставаться охлажденной восемь часов. Он заимствовал у одного из западных сервисов идею перевозки еды в коробках с аккумулятором холода. На закупку аккумуляторов компания «Найди ужин» потратила 30 000 руб. и снабдила ими курьеров. «Найди ужин» сотрудничает с небольшими курьерскими службами, которые выполняют около 150 доставок в неделю. В дальнейшем Чекарев планирует нанять курьеров в штат.
Сервис «ДомаВкуснее» сменил шесть курьерских служб, прежде чем нашел надежного партнера. Они постоянно срывали сроки доставки, говорит Кощеев. Сейчас курьеры доставляют 2000 наборов в неделю. Охлажденные и замороженные продукты перевозят в специальных термоконтейнерах в багажниках авто.
Перегудин из «Партии еды» терпел ошибки сторонней курьерской компании два месяца, а потом взялся за создание собственной курьерской службы. Он вложил 5 млн руб. в разработку информационной системы, нанял менеджера по логистике и оператора, который контролирует работу курьеров через IT-систему. Курьеры «Партии еды» развозят 1000 заказов в неделю в специальных картонных одноразовых холодильниках (на их разработку Перегудин потратил 100 000 руб.).

Борьба с излишками

Головная боль рестораторов – списания излишних продуктов. Сервисам доставки готовых наборов она тоже знакома, хотя и в меньшем масштабе. По словам Ашина, «Шефмаркет» обращает внимание на сезонность и среднее число заказов за последнее время и год назад, следит за популярностью того или иного меню и рассчитывают возможный приток клиентов после публикации рекламы в соцсетях. Если образуются излишки, то они идут на приготовление бесплатных обедов для персонала, говорит Ашин. «Партия еды» устраивает на сайте блицраспродажу остатков на следующий день или отвозит их в детский дом, говорит Перегудин.
По словам Федора Вирина, партнера Data Insight, с увеличением объемов каждая из компаний неминуемо столкнется с проблемой качества продуктов. В итоге выиграет тот, кто удержит качество на высоком уровне. Вирин напоминает, что пока клиенты не покупают наборы для готовки регулярно, а пробуют новый продукт. Они предпочитают заказывать пиццу и суши. Этот рынок только в этом году может вырасти на 60%. Растет популярность и онлайновых супермаркетов, число заказов уже превысило 5 млн в год. И поставщикам кулинарных наборов придется конкурировать со всеми этими игроками.
=

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Правила постановки целей

= Правила постановки целей Наталья Лебедева Источник:  Журнал "Кадровое дело" добавлено: 2005-01-20 просмотров: 47823 Вспомним старый анекдот: «В целях усиления борьбы с вредителями Министерство сельского хозяйства Китая объявило, что за каждую сданную саранчу будет выплачен 1 юань. Теперь все крестьяне разводят саранчу...» Чтобы в практике управления избегать ситуаций, в которых сотрудники могут неправильно трактовать поставленные перед ними задачи, необходимо научиться правильно их формулировать. Умение ставить четкие, практические цели и задачи своим сотрудникам – это одна из основных базовых компетенций эффективного руководителя. При приеме на работу и разработке процедур аттестации HR-менеджерам многих компаний приходится оценивать, насколько руководящие работники способны ставить правильные, четко сформулированные цели подчиненным. Кроме того, директорам кадровых служб как руководителям своих подразделений также необходимы навыки грамотного

Цветовая дифференциация штанов (целеполагание = кто ты будешь такой)

Стратификация социума в соответствии с цветом штанов Когда у общества нет цветовой дифференциации штанов, то нет цели! А когда нет цели - нет будущего! Википукия решила удалить важнейшую статью о целеполагании. Считаю, что это недопустимо, потому выкладываю репост! Цветовая дифференциация штанов

Построение бизнес-моделей [2013, PDF, RUS]. Александр Остервальдер, Ив Пинье

EDITORS CHOICE – ВЫБОР ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА Бизнес-модель – это то, что отличает вас от других, это ваша уникальность, выраженная через взаимосвязи между самыми критичными факторами вашего успеха. Бизнес-модель важнее миссии, стратегии и плана денежных потоков. Это основа вашего конкурентного преимущества. Сергей Турко, главный редактор издательства «Альпина Паблишер»