К основному контенту

FIRMA: «Нам нравится быть в состоянии постоянного эксперимента»

http://www.cossa.ru/211/48059/
=

Cossa.ru продолжает проект «Бизнес агентств», в котором создатели компаний рассказывают о том, с чего они начинали, с какими сталкивались проблемами, и дают советы тем, кто хочет открыть свой рекламный бизнес. В этом выпуске — основатели FIRMA.
Специализация: творческий конгломерат
Год создания: 2006 
Бюджет на старт: $10 000 
Cотрудников на старте: 4
Алексей Малыбаев, основатель/креативный директор FIRMA SUPER BRAND:
Нас четверо основателей — Игорь Шмелев, Павел Головкин, Алексей Малыбаев и Даниил Сергеев. Сейчас FIRMA состоит из 3-х компаний: FIRMA AGENCY (рекламное агентство), FIRMA FILMS (съемка видео, в основном, музыкальные клипы) и FIRMA SUPER BRAND (брендинг, разработка собственных продуктов). FF сидят в отдельном офисе, а FSB и FA находятся в одном большом офисе, но имеют разные творческие группы. Так сложилось, что в этом году мы разделили зоны своей ответственности. Я отвечаю за FSB, Даниил — за FA, а Игорь Шмелев — за FIRMA FILMS. Это то, к чему мы пришли.

Начало

Мы дружим и знаем друг друга с 1999 г., с первого курса кафедры индустриального дизайна USAAA в Екатеринбурге. С самого начала было понятно, что наш союз не закончится в академии, а перерастет во что-то большее, в совместный творческий бизнес. В 2003 мы поняли, что теряем время, и практически синхронно ушли из академии. В этот же год мы перебрались в Москву и устроились в совершенно разные компании. Даниил с Игорем пошли к Артемию Лебедеву, а мы с Павлом пошли по телевизионной истории — МТВ, НТВ. Устроились без проблем, нам очень помогло, что мы практиковали дизайн уже с первого курса. В разные места мы ушли намеренно, нам хотелось получить разный опыт, понять, как всё устроено и работает.
В 2006 мы открыли дизайн-студию FIRMA. Изначально мы предлагали только дизайн, но со временем проекты становились крупнее, и нам понадобились копирайтеры, программисты и т. д. Когда у нас появился нужный опыт и собралась достойная команда, стало понятно, что мы можем предоставлять клиентам не только дизайн-экспертизу, но и устройство бренда, его архитектуру. Произошел естественный рост из дизайн-студии в брендинговое агентство. В 2010 году к нам стали приходить рекламные проекты, мы привлекли соответствующих специалистов и стали рекламным агентством. В 2012 году мы решили, что нужно снова дифференцироваться: вывели отдельно FA, FF и FSB.

Трудности

Когда ты начинаешь бизнес, тобой движет неиссякаемый энтузиазм, и ты просто не замечаешь трудностей, но они неизбежно приходят, это нормально. Сложности появляются, когда приходят деньги и нужно их верно распределить, тогда могут быть разногласия в плане «я делаю больше, а он меньше», неумение планировать временами доводило нас до «Доширака». Таких трудностей мы не замечали, поскольку совсем недавно были студентами. Нам было очень весело от этого.

Успехи

Наша первая совместная покупка — принтер. Мы вместе ходили покупать его, чуть ли не держась за руки. Думали: «Класс, у нас есть принтер!» А потом как-то уже не замечали таких вещей.

Первый клиент

Как правило, все бизнесы открываются под проект. Нашими первыми клиентами были Денис Симачев и ЦСКА. Для Дениса мы делали сайт и много всего по дизайну. Он тогда участвовал во многих проектах — с Barbie, Porsche, еще с чем-то. Потом он познакомил нас с ЦСКА, для которого мы делали большой проект — ребрендинг формы, он длился несколько лет. Через сарафанное радио мы делали все больше проектов и больше клиентов. Так происходит у всех.

Портфолио

Даниил Сергеев, основатель/креативный директор FIRMA AGENCY:
Очевидно, что мы показываем не все проекты, которые делаем. Работы бывают разные. Бывают яркие — вывесил и не делаешь ничего, о них все говорят. А есть работы, которые ты делаешь в рамках какого-то большого проекта. Их нет смысла показывать, но, тем не менее, они отнимают огромное количество времени и сил. 

Проекты

Из последних рекламных есть хороший кейс для Mini Coupe. Классный бренд, запуск новой модели. Нам нравятся такие истории — о запуске чего-то нового. Это либо новый продукт, либо перепозиционирование бренда. Мы любим такие вспышки, активации. И, в принципе, проект получился очень быстрый, красивый, интересный. 

Алексей Малыбаев, основатель/креативный директор FIRMA SUPER BRAND:
Из брендинговых проектов хотелось бы отметить «Московский Марафон». Во всех крупных городах мира есть такие марафоны. Нью-Йоркский — легендарный марафон, где бегут всем миром, Лондон, Берлин, Париж — везде бегут. У нас такого еще не было. В этом году мы участвуем в таком проекте — это будет первый массовый забег с уникальным маршрутом. Получилась очень свежая, интересная работа. Сам проект будет длиться вплоть до сентября, устраиваются подготовительные забеги в разное время. Мы сами поучаствовали в первом забеге, поскольку привыкли тестировать свои проекты, продукты и услуги. Ну и круто, что эта работа получилась очень современной, городской, на волне.

Клиенты

Даниил Сергеев, основатель/креативный директор FIRMA AGENCY:
Нам как-то везет, что все клиенты, которые к нам приходят, очень близки нашей философии. Один из самых главных — Bacardi, и я являюсь абсолютным фанатом этого бренда. Я пью ром, и Bacardi в этом плане — мой любимый напиток. Все очень естественно: мы не разделяем работу и отдых, это единый процесс организации дня. Так же и с брендами, компаниями, с которыми мы работаем. Есть такое особое ощущение. Мы не ввязываемся в подозрительные истории, не рекламируем продукцию, в которой есть какая-то неправда, сомнительное качество. У нас нет установок, что мы не рекламируем конкретные категории товаров. Есть, например, агентства, которые не работают с алкоголем или сигаретами. Мы работаем, но все, что мы рекламируем, — это хорошие, качественные продукты.
Когда-то нас пытались вписать в какие-то политические истории, партии, но мы не стали участвовать в этом. Даже на стадии переговоров мы понимали, что это что-то мутное, что в этом есть огромная концентрация ненависти к другим. Когда тебе неясен сам продукт, цели, когда ты видишь подводные камни, проще сразу отказаться. И бывают такие истории, когда мы отказываемся. После первой презентации появляется какое-то чутье, что с такими-то людьми ничего путного не выйдет. Это не наш снобизм какой-то, а уже выработанное ощущение — с кем нужно работать, а с кем — нет.

Конкуренция

Даниил Сергеев, основатель/креативный директор FIRMA AGENCY:
Рынок постоянно растет, а количество студий, агентств почти не увеличивается. И с каждым годом мы получаем прекрасную возможность выбирать, с кем работать. Конкуренция, конечно, всегда есть, мы участвуем в тендерах, но она не очень высокая. Но тут дело еще в том, что у нас три направления, и везде разная ситуация с конкуренцией. В рекламе она высокая — с одной стороны тут сетевые агентства, с которым мы бьемся в тендерах, с другой — подрастающее новое племя.
Когда мы только начинали FIRMA 7 лет назад, это был уникальный сплав творчества и коммерции. Сейчас мы видим, что на горизонте появились довольно успешные, сильные команды, которых нам приятно видеть среди конкурентов. Это новые, молодые агентства. В брендинге тоже есть конкуренция, но она ниже. Тут меньше проектов, которые начинаются с тендера. К нам чаще приходят и говорят: «Мы хотим работать с вами и сделать то-то». В видео-продакшне конкуренция очень низкая, сейчас там спрос выше предложения. Мы заняли такую нишу — качественный, но недорогой продакшн. В нашем сегменте очень мало профессиональных команд, которые работают с тем же бюджетом и теми же сроками. Их можно пересчитать по пальцам, всех их знаем, с кем-то дружим.

Будущее индустрии

Даниил Сергеев, основатель/креативный директор FIRMA AGENCY:
Сейчас почти любой проект — digital, это основной канал коммуникации. Почти все связано с интерактивными историями. Я думаю, пройдет какое-то время, и понятие digital отомрет само по себе. Это будет единая рекламная кампания с разделением на каналы. Пока это называют интегрированной рекламной компанией, и все наши проекты подходят под это определение. Работ без цифровых носителей, интернет-коммуникаций, активаций в вебе или мобильном устройстве, наверное, вообще уже нет. Все тендеры, в которых мы участвуем, так или иначе связаны с каким-то интерактивом.
Мы вбежали в рекламное минное поле именно с digital проектом для будущего бренда Eristoff с кампанией «Wols Is Back» и лозунгом «Легендарная водка возвращается в Россию». Абсолютно вирусная история. Идея такова, что Eristoff — настоящий русский бренд в образе волка. Сначала была пиар-история в СМИ о том, что волки пришли в город, затем появились ролики в YouTube, а потом уже окрыли линк на бренд. В некоторых регионах России ситуация с волками действительно была, мы просто вывели это в рекламу.

Кейс был очень хороший. Сейчас эту кампанию реализуют в некоторых европейских странах. Знаю, что в Испании и частично в Англии.

Риски

Алексей Малыбаев, основатель/креативный директор FIRMA SUPER BRAND:
Теперь мы не просто дизайнеры. За годы переговоров мы стали неплохими психологами, поэтому на встрече с бренд-менеджером сразу понимаешь, стоит дальше работать или нет. Иногда проще нажать на паузу и подождать, пока бренд-менеджер сам себя уничтожит и на его место придет другой, нацеленный на позитивный результат.
Даниил Сергеев, основатель/креативный директор FIRMA AGENCY:
В принципе, у нас есть внутренняя система степени риска — от желтой до красной. И мы всегда для себя в наших внутренних документах ее отмечаем. Естественно, мы пытаемся работать с понятными, интересными историями, и еще хочется работать с адекватными клиентами. Это сложные человеческие отношения, когда ты предлагаешь профессиональные услуги другому человеку. Тебе нужно понять его, помочь, сделать так, как нужно, а не так, как ему хочется. Убедить бывает очень сложно, но это сама суть бизнеса. Главное — выйти из критической ситуации с минимальной потерей в качестве. Нужно каждый день решать эти проблемы, придерживаться качества своего сервиса, стремиться повышать его, а не понижать.

Планы и советы

Даниил Сергеев, основатель/креативный директор FIRMA AGENCY:
Если говорить о числе сотрудников, только в FIRMA Agency получается 25 человек. Из планов на будущее — расти вширь, горизонтально. Нам нравится быть в состоянии постоянного эксперимента. Сейчас все три компании хорошо развиваются. В этом году наша задача — полностью сформировать их, разделить, укомплектовать, и к следующему году у нас появится новое направление, потом еще одно, и еще. Будет такой большой конгломерат, состоящий из небольших компаний. Это наш подход. А планы грандиозные, как всегда.
Алексей Малыбаев, основатель/креативный директор FIRMA SUPER BRAND:
Главный совет — делать, пока есть желание, и не ссать. Ошибок будет масса, без этого никуда, и у каждой компании они могут быть свои. Мы всегда жили дизайном и брендингом. Для нас создание бренда — это венец творения. Нам это всегда нравилось.
Даниил Сергеев, основатель/креативный директор FIRMA AGENCY:
Наверное, две основные страсти — сделать именно свой собственный бизнес, чтобы он рос и развивался, самим руководить процессом. А вторая — объединиться, поскольку мы дружим уже неизвестно сколько лет, и в какой-то момент дружба переросла в хорошее партнерство. И это большой успех.
=

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Правила постановки целей

= Правила постановки целей Наталья Лебедева Источник:  Журнал "Кадровое дело" добавлено: 2005-01-20 просмотров: 47823 Вспомним старый анекдот: «В целях усиления борьбы с вредителями Министерство сельского хозяйства Китая объявило, что за каждую сданную саранчу будет выплачен 1 юань. Теперь все крестьяне разводят саранчу...» Чтобы в практике управления избегать ситуаций, в которых сотрудники могут неправильно трактовать поставленные перед ними задачи, необходимо научиться правильно их формулировать. Умение ставить четкие, практические цели и задачи своим сотрудникам – это одна из основных базовых компетенций эффективного руководителя. При приеме на работу и разработке процедур аттестации HR-менеджерам многих компаний приходится оценивать, насколько руководящие работники способны ставить правильные, четко сформулированные цели подчиненным. Кроме того, директорам кадровых служб как руководителям своих подразделений также необходимы навыки грамотного

Цветовая дифференциация штанов (целеполагание = кто ты будешь такой)

Стратификация социума в соответствии с цветом штанов Когда у общества нет цветовой дифференциации штанов, то нет цели! А когда нет цели - нет будущего! Википукия решила удалить важнейшую статью о целеполагании. Считаю, что это недопустимо, потому выкладываю репост! Цветовая дифференциация штанов

Построение бизнес-моделей [2013, PDF, RUS]. Александр Остервальдер, Ив Пинье

EDITORS CHOICE – ВЫБОР ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА Бизнес-модель – это то, что отличает вас от других, это ваша уникальность, выраженная через взаимосвязи между самыми критичными факторами вашего успеха. Бизнес-модель важнее миссии, стратегии и плана денежных потоков. Это основа вашего конкурентного преимущества. Сергей Турко, главный редактор издательства «Альпина Паблишер»