К основному контенту

FIRMA: «Нам нравится быть в состоянии постоянного эксперимента»

http://www.cossa.ru/211/48059/
=

Cossa.ru продолжает проект «Бизнес агентств», в котором создатели компаний рассказывают о том, с чего они начинали, с какими сталкивались проблемами, и дают советы тем, кто хочет открыть свой рекламный бизнес. В этом выпуске — основатели FIRMA.
Специализация: творческий конгломерат
Год создания: 2006 
Бюджет на старт: $10 000 
Cотрудников на старте: 4
Алексей Малыбаев, основатель/креативный директор FIRMA SUPER BRAND:
Нас четверо основателей — Игорь Шмелев, Павел Головкин, Алексей Малыбаев и Даниил Сергеев. Сейчас FIRMA состоит из 3-х компаний: FIRMA AGENCY (рекламное агентство), FIRMA FILMS (съемка видео, в основном, музыкальные клипы) и FIRMA SUPER BRAND (брендинг, разработка собственных продуктов). FF сидят в отдельном офисе, а FSB и FA находятся в одном большом офисе, но имеют разные творческие группы. Так сложилось, что в этом году мы разделили зоны своей ответственности. Я отвечаю за FSB, Даниил — за FA, а Игорь Шмелев — за FIRMA FILMS. Это то, к чему мы пришли.

Начало

Мы дружим и знаем друг друга с 1999 г., с первого курса кафедры индустриального дизайна USAAA в Екатеринбурге. С самого начала было понятно, что наш союз не закончится в академии, а перерастет во что-то большее, в совместный творческий бизнес. В 2003 мы поняли, что теряем время, и практически синхронно ушли из академии. В этот же год мы перебрались в Москву и устроились в совершенно разные компании. Даниил с Игорем пошли к Артемию Лебедеву, а мы с Павлом пошли по телевизионной истории — МТВ, НТВ. Устроились без проблем, нам очень помогло, что мы практиковали дизайн уже с первого курса. В разные места мы ушли намеренно, нам хотелось получить разный опыт, понять, как всё устроено и работает.
В 2006 мы открыли дизайн-студию FIRMA. Изначально мы предлагали только дизайн, но со временем проекты становились крупнее, и нам понадобились копирайтеры, программисты и т. д. Когда у нас появился нужный опыт и собралась достойная команда, стало понятно, что мы можем предоставлять клиентам не только дизайн-экспертизу, но и устройство бренда, его архитектуру. Произошел естественный рост из дизайн-студии в брендинговое агентство. В 2010 году к нам стали приходить рекламные проекты, мы привлекли соответствующих специалистов и стали рекламным агентством. В 2012 году мы решили, что нужно снова дифференцироваться: вывели отдельно FA, FF и FSB.

Трудности

Когда ты начинаешь бизнес, тобой движет неиссякаемый энтузиазм, и ты просто не замечаешь трудностей, но они неизбежно приходят, это нормально. Сложности появляются, когда приходят деньги и нужно их верно распределить, тогда могут быть разногласия в плане «я делаю больше, а он меньше», неумение планировать временами доводило нас до «Доширака». Таких трудностей мы не замечали, поскольку совсем недавно были студентами. Нам было очень весело от этого.

Успехи

Наша первая совместная покупка — принтер. Мы вместе ходили покупать его, чуть ли не держась за руки. Думали: «Класс, у нас есть принтер!» А потом как-то уже не замечали таких вещей.

Первый клиент

Как правило, все бизнесы открываются под проект. Нашими первыми клиентами были Денис Симачев и ЦСКА. Для Дениса мы делали сайт и много всего по дизайну. Он тогда участвовал во многих проектах — с Barbie, Porsche, еще с чем-то. Потом он познакомил нас с ЦСКА, для которого мы делали большой проект — ребрендинг формы, он длился несколько лет. Через сарафанное радио мы делали все больше проектов и больше клиентов. Так происходит у всех.

Портфолио

Даниил Сергеев, основатель/креативный директор FIRMA AGENCY:
Очевидно, что мы показываем не все проекты, которые делаем. Работы бывают разные. Бывают яркие — вывесил и не делаешь ничего, о них все говорят. А есть работы, которые ты делаешь в рамках какого-то большого проекта. Их нет смысла показывать, но, тем не менее, они отнимают огромное количество времени и сил. 

Проекты

Из последних рекламных есть хороший кейс для Mini Coupe. Классный бренд, запуск новой модели. Нам нравятся такие истории — о запуске чего-то нового. Это либо новый продукт, либо перепозиционирование бренда. Мы любим такие вспышки, активации. И, в принципе, проект получился очень быстрый, красивый, интересный. 

Алексей Малыбаев, основатель/креативный директор FIRMA SUPER BRAND:
Из брендинговых проектов хотелось бы отметить «Московский Марафон». Во всех крупных городах мира есть такие марафоны. Нью-Йоркский — легендарный марафон, где бегут всем миром, Лондон, Берлин, Париж — везде бегут. У нас такого еще не было. В этом году мы участвуем в таком проекте — это будет первый массовый забег с уникальным маршрутом. Получилась очень свежая, интересная работа. Сам проект будет длиться вплоть до сентября, устраиваются подготовительные забеги в разное время. Мы сами поучаствовали в первом забеге, поскольку привыкли тестировать свои проекты, продукты и услуги. Ну и круто, что эта работа получилась очень современной, городской, на волне.

Клиенты

Даниил Сергеев, основатель/креативный директор FIRMA AGENCY:
Нам как-то везет, что все клиенты, которые к нам приходят, очень близки нашей философии. Один из самых главных — Bacardi, и я являюсь абсолютным фанатом этого бренда. Я пью ром, и Bacardi в этом плане — мой любимый напиток. Все очень естественно: мы не разделяем работу и отдых, это единый процесс организации дня. Так же и с брендами, компаниями, с которыми мы работаем. Есть такое особое ощущение. Мы не ввязываемся в подозрительные истории, не рекламируем продукцию, в которой есть какая-то неправда, сомнительное качество. У нас нет установок, что мы не рекламируем конкретные категории товаров. Есть, например, агентства, которые не работают с алкоголем или сигаретами. Мы работаем, но все, что мы рекламируем, — это хорошие, качественные продукты.
Когда-то нас пытались вписать в какие-то политические истории, партии, но мы не стали участвовать в этом. Даже на стадии переговоров мы понимали, что это что-то мутное, что в этом есть огромная концентрация ненависти к другим. Когда тебе неясен сам продукт, цели, когда ты видишь подводные камни, проще сразу отказаться. И бывают такие истории, когда мы отказываемся. После первой презентации появляется какое-то чутье, что с такими-то людьми ничего путного не выйдет. Это не наш снобизм какой-то, а уже выработанное ощущение — с кем нужно работать, а с кем — нет.

Конкуренция

Даниил Сергеев, основатель/креативный директор FIRMA AGENCY:
Рынок постоянно растет, а количество студий, агентств почти не увеличивается. И с каждым годом мы получаем прекрасную возможность выбирать, с кем работать. Конкуренция, конечно, всегда есть, мы участвуем в тендерах, но она не очень высокая. Но тут дело еще в том, что у нас три направления, и везде разная ситуация с конкуренцией. В рекламе она высокая — с одной стороны тут сетевые агентства, с которым мы бьемся в тендерах, с другой — подрастающее новое племя.
Когда мы только начинали FIRMA 7 лет назад, это был уникальный сплав творчества и коммерции. Сейчас мы видим, что на горизонте появились довольно успешные, сильные команды, которых нам приятно видеть среди конкурентов. Это новые, молодые агентства. В брендинге тоже есть конкуренция, но она ниже. Тут меньше проектов, которые начинаются с тендера. К нам чаще приходят и говорят: «Мы хотим работать с вами и сделать то-то». В видео-продакшне конкуренция очень низкая, сейчас там спрос выше предложения. Мы заняли такую нишу — качественный, но недорогой продакшн. В нашем сегменте очень мало профессиональных команд, которые работают с тем же бюджетом и теми же сроками. Их можно пересчитать по пальцам, всех их знаем, с кем-то дружим.

Будущее индустрии

Даниил Сергеев, основатель/креативный директор FIRMA AGENCY:
Сейчас почти любой проект — digital, это основной канал коммуникации. Почти все связано с интерактивными историями. Я думаю, пройдет какое-то время, и понятие digital отомрет само по себе. Это будет единая рекламная кампания с разделением на каналы. Пока это называют интегрированной рекламной компанией, и все наши проекты подходят под это определение. Работ без цифровых носителей, интернет-коммуникаций, активаций в вебе или мобильном устройстве, наверное, вообще уже нет. Все тендеры, в которых мы участвуем, так или иначе связаны с каким-то интерактивом.
Мы вбежали в рекламное минное поле именно с digital проектом для будущего бренда Eristoff с кампанией «Wols Is Back» и лозунгом «Легендарная водка возвращается в Россию». Абсолютно вирусная история. Идея такова, что Eristoff — настоящий русский бренд в образе волка. Сначала была пиар-история в СМИ о том, что волки пришли в город, затем появились ролики в YouTube, а потом уже окрыли линк на бренд. В некоторых регионах России ситуация с волками действительно была, мы просто вывели это в рекламу.

Кейс был очень хороший. Сейчас эту кампанию реализуют в некоторых европейских странах. Знаю, что в Испании и частично в Англии.

Риски

Алексей Малыбаев, основатель/креативный директор FIRMA SUPER BRAND:
Теперь мы не просто дизайнеры. За годы переговоров мы стали неплохими психологами, поэтому на встрече с бренд-менеджером сразу понимаешь, стоит дальше работать или нет. Иногда проще нажать на паузу и подождать, пока бренд-менеджер сам себя уничтожит и на его место придет другой, нацеленный на позитивный результат.
Даниил Сергеев, основатель/креативный директор FIRMA AGENCY:
В принципе, у нас есть внутренняя система степени риска — от желтой до красной. И мы всегда для себя в наших внутренних документах ее отмечаем. Естественно, мы пытаемся работать с понятными, интересными историями, и еще хочется работать с адекватными клиентами. Это сложные человеческие отношения, когда ты предлагаешь профессиональные услуги другому человеку. Тебе нужно понять его, помочь, сделать так, как нужно, а не так, как ему хочется. Убедить бывает очень сложно, но это сама суть бизнеса. Главное — выйти из критической ситуации с минимальной потерей в качестве. Нужно каждый день решать эти проблемы, придерживаться качества своего сервиса, стремиться повышать его, а не понижать.

Планы и советы

Даниил Сергеев, основатель/креативный директор FIRMA AGENCY:
Если говорить о числе сотрудников, только в FIRMA Agency получается 25 человек. Из планов на будущее — расти вширь, горизонтально. Нам нравится быть в состоянии постоянного эксперимента. Сейчас все три компании хорошо развиваются. В этом году наша задача — полностью сформировать их, разделить, укомплектовать, и к следующему году у нас появится новое направление, потом еще одно, и еще. Будет такой большой конгломерат, состоящий из небольших компаний. Это наш подход. А планы грандиозные, как всегда.
Алексей Малыбаев, основатель/креативный директор FIRMA SUPER BRAND:
Главный совет — делать, пока есть желание, и не ссать. Ошибок будет масса, без этого никуда, и у каждой компании они могут быть свои. Мы всегда жили дизайном и брендингом. Для нас создание бренда — это венец творения. Нам это всегда нравилось.
Даниил Сергеев, основатель/креативный директор FIRMA AGENCY:
Наверное, две основные страсти — сделать именно свой собственный бизнес, чтобы он рос и развивался, самим руководить процессом. А вторая — объединиться, поскольку мы дружим уже неизвестно сколько лет, и в какой-то момент дружба переросла в хорошее партнерство. И это большой успех.
=

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Цветовая дифференциация штанов (целеполагание = кто ты будешь такой)

Стратификация социума в соответствии с цветом штанов Когда у общества нет цветовой дифференциации штанов, то нет цели! А когда нет цели - нет будущего! Википукия решила удалить важнейшую статью о целеполагании. Считаю, что это недопустимо, потому выкладываю репост! Цветовая дифференциация штанов

Правила постановки целей

= Правила постановки целей Наталья Лебедева Источник:  Журнал "Кадровое дело" добавлено: 2005-01-20 просмотров: 47823 Вспомним старый анекдот: «В целях усиления борьбы с вредителями Министерство сельского хозяйства Китая объявило, что за каждую сданную саранчу будет выплачен 1 юань. Теперь все крестьяне разводят саранчу...» Чтобы в практике управления избегать ситуаций, в которых сотрудники могут неправильно трактовать поставленные перед ними задачи, необходимо научиться правильно их формулировать. Умение ставить четкие, практические цели и задачи своим сотрудникам – это одна из основных базовых компетенций эффективного руководителя. При приеме на работу и разработке процедур аттестации HR-менеджерам многих компаний приходится оценивать, насколько руководящие работники способны ставить правильные, четко сформулированные цели подчиненным. Кроме того, директорам кадровых служб как руководителям своих подразделений также необходимы навыки грамотного

Построение бизнес-моделей [2013, PDF, RUS]. Александр Остервальдер, Ив Пинье

EDITORS CHOICE – ВЫБОР ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА Бизнес-модель – это то, что отличает вас от других, это ваша уникальность, выраженная через взаимосвязи между самыми критичными факторами вашего успеха. Бизнес-модель важнее миссии, стратегии и плана денежных потоков. Это основа вашего конкурентного преимущества. Сергей Турко, главный редактор издательства «Альпина Паблишер»