К основному контенту

Станиславский

-



-
http://fakty.ua/85429-znamenityj-rezhisser-konstantin-stanislavskij-do-oktyabrskoj-revolyucii-byl-odnim-iz-krupnejshih-predprinimatelej-rossii----ego-fabrika-vypuskala-luchshuyu-v-mire-zolotuyu-nit

Знаменитый режиссер константин станиславский до октябрьской революции был одним из крупнейших предпринимателей россии -- его фабрика выпускала лучшую в мире золотую нить

Роберт ВАСИЛЬ «ФАКТЫ»
07.08.2002
Размер текста: Абв  Абв  Абв  
64 года назад, 7 августа 1938 года, легендарный основатель МХАТа ушел из жизни
В энциклопедии написано, что Константин Сергеевич Станиславский был «выдающимся русским и советским актером, режиссером, реформатором и теоретиком театра, основателем Московского художественного театра, создателем методики подготовки артистов, известной как система Станиславского».
Однако мало кто знает, что Станиславский полностью посвятил себя театру только после 1917 года. До этого сцена была скорее его хобби -- в «главной» жизни он был солидным предпринимателем, представителем одной из ведущих купеческих династий России Константином Алексеевым.

Дед режиссера, боясь паровоза, ездил в Москву на лошадях

Начало династии купцов Алексеевых было положено еще в 1785 году, когда сын ярославского крепостного крестьянина Семен Алексеев построил в Москве фабрику по производству золотой и серебряной нити и фольги. В то время спрос на подобные изделия был очень велик. Российский императорский двор при Екатерине II поражал своим богатством и великолепием. Для туалетов придворных дам и кавалеров требовалось золотое шитье, поэтому дела на новой фабрике шли прекрасно. Кроме того, Семен Алексеев сумел заинтересовать своей продукцией окрестные монастыри, благодаря чему обороты фабрики существенно выросли.
Сын Семена Владимир Алексеев существенно расширил дело отца. Однако, будучи успешным предпринимателем, он, тем не менее, строго следил за соблюдением на своей фабрике патриархальных обычаев. Ежедневно усаживался за обедом во главе стола, где сидели все рабочие фабрики. Хозяин знал всех своих работников по именам, а к старейшим из них он обращался по имени-отчеству. Продукты для этих бесплатных обедов, в основном квашеная капуста и солонина, давало специальное подсобное хозяйство.
Станиславский, который приходился внуком Владимиру Алексееву, писал, что патриархальность простиралась до того, что его отец, Сергей Владимирович до самой женитьбы спал в одной постели с отцом и только в день свадьбы обрел собственное ложе.
Однако технологии не стояли на месте, и вскоре патриархальные нравы первых русских заводчиков стали входить в противоречие с реальной жизнью. Был, например, такой случай. После того как была построена железная дорога из Петербурга в Москву, делегация московского купечества во главе с Владимиром Алексеевым отправилась в столицу -- поблагодарить царя Николая I за дарование стране такого невиданного дотоле блага.
Царь, принимая москвичей, весь аж светился гордостью и спросил: «Ну что, господа, вы, чай, и во сне не видали, что через 14 часов из Москвы очутитесь в Петербурге?» Восторженного ответа не последовало. Купцы «шайтан-арбе» не доверяли и в Петербург добирались трое суток на перекладных.
Царь пожурил подданных, невосприимчивых в техническому прогрессу, и отпустил с миром. Обратно было решено ехать поездом. Но в пути с купцом Алексеевым случилась неприятность. Выйдя на станции Бологое, чтобы посетить буфет, он затем впопыхах вскочил в поезд на Петербург, который прибывал на станцию одновременно с поездом на Москву. Очутившись снова в северной столице, Алексеев окончательно убедился в том, что технический прогресс -- зло для русского человека, не стал вновь испытывать судьбу и поехал домой на почтовых лошадях.
Один из сыновей Владимира Алексеева, Николай, тоже был человеком деятельным. В течение девяти лет он даже занимал должность московского градоначальника, прославившись тем, что, во-первых, уговорил купца Третьякова подарить городу картинную галерею, во-вторых, построил в окрестностях Москвы психиатрическую лечебницу, известную ныне как Канатчикова дача. В результате был убит в собственном кабинете сумасшедшим, пациентом своей же лечебницы.

Карьеру в бизнесе Станиславский начинал с промышленного шпионажа

В семейный бизнес 19-летнего Константина Алексеева, правнука основателя компании, привел отец -- Сергей Владимирович. На фабрике Константин больших успехов не делал. Впрочем, этого от него и требовалось -- делом руководили представители старшего поколения. Поэтому в течение нескольких лет он в рабочее время слонялся по цехам, присматриваясь к производству, чтобы в будущем взять дело в свои руки. А после работы отправлялся в театр, где уже начинал приобретать известность как актер Станиславский.
Однако в 1892 году дело потребовало, чтобы Константин всерьез занялся семейным бизнесом. Западные конкуренты активно наступали на рынок, предлагая товар по все более низким ценам. Поэтому руководство решило послать в Европу своего представителя, который разведал бы секрет успеха немецких и французским промышленников. Решено было, что светский и обладающий актерским дарованием Константин Алексеев как никто другой подходит для выполнения этой ответственной миссии.
Сначала он отправился в немецкий город Мюльгаузен, где посетил заводы конкурентов Венинга и Шварца. Затем поехал в Лион -- столицу французского ткачества и канительного производства. Там ему пришлось заняться самым настоящим промышленным шпионажем.
«В Лионе фабриканты очень скрытны -- официального разрешения на осмотр получить невозможно, -- писал он брату в Москву. -- Пришлось осматривать потихоньку, то есть в то время, когда мастера отдыхают днем». Осмотр показал, что секрет прост -- европейцы использовали более совершенную технику. «Теперь меня уже не удивляют баснословно дешевые цены заграничных рынков. Папаня поймет, какого прогресса достигли здесь в золототканном деле… » Не откладывая дело в долгий ящик, Константин Алексеев принялся исправлять такую оплошность: «Я купил машину, которая сразу тянет товар через 14 алмазов. Другими словами: с одного конца машины идет очень толстая проволока, а с другого выходит уже совершенно готовая».
Через месяц Константин Алексеев, успешно выполнив задание фирмы, вернулся в Москву. Он вез с собой план реорганизации производства, призванный вывести фирму на передовые позиции в мире. Однако увидеть этот документ Алексееву-старшему сразу не удалось. Прямо на перроне Константина встречал антрепренер Малого театра и на коленях умолял его заменить на гастролях заболевшего артиста. Промышленник Алексеев в считанные минуты превратился в актера Станиславского и уже вечером того же дня вышел на сцену театра в Ярославле в пьесе «Счастливец». Видимо, на создание системы художественного перевоплощения Станиславского подвиг личный жизненный опыт.
Но счастье не может длиться вечно. По окончании гастролей Константин Алексеев был вынужден предстать перед разъяренным отцом. Праведный отчий гнев удалось смягчить, только предъявив разработанный во Франции бизнес-план развития предприятия. Этот план предусматривал слияние с основными российскими конкурентами -- компанией Вешнякова и Шамшина, оснащение фабрики современными машинами и освоение производства позолоченной нити, которая выглядела так же, как и золотая, а стоила гораздо дешевле.
План был успешно выполнен. После смерти отца Константин взял управление фирмой в свои руки. Дела предприятия пошли в гору. В 1900 году золотая нить производства фабрики Алексеевых получила Гран-при Всемирной выставки в Париже, а предприниматель Константин Алексеев удостоился диплома и золотой медали.

Фабрика Алексеевых после революции делала нить для «лампочек Ильича»

Удивительно, что при этом артист Станиславский отнюдь не зачах, сраженный успехами фабриканта Алексеева. Вечерами он по-прежнему играл на сцене и стал задумываться о создании собственного театра. Эта идея начала обретать конкретные очертания после исторической встречи Станиславского с другим будущим классиком -- Владимиром Немировичем-Данченко в ресторане «Славянский базар». По свидетельствам современников, они провели в отдельном кабинете этого заведения 26 часов подряд. В результате идея создания московского общедоступного театра обрела реальные очертания. Организационную часть взял на себя Немирович-Данченко, а капиталист Алексеев -- финансовое обеспечение.
Впрочем, будучи человеком практичным и, видимо, не особенно рассчитывая на прибыли нового предприятия, Станиславский не спешил вложить в него собственные деньги. Он занялся формированием акционерного общества.
В результате основным акционером и меценатом нового театра стал известный промышленник Савва Морозов. Благотворительность этого человека была известна на всю Россию и принимала подчас абсурдные формы: он финансировал даже партию большевиков. Сделали свои взносы и несколько других пайщиков, среди которых был и Станиславский. Один только Немирович-Данченко участвовал в деле своим трудом.
В 1898 году театр был открыт. На первый спектакль «Царь Федор Иоаннович» пришел главный акционер Савва Морозов. Представление ему понравилось, и он сразу же предложил деньги на ремонт здания театра.
Несколько лет театр был убыточным предприятием. Но в конце концов, благодаря растущей популярности, стал приносить прибыль. И уже вскоре после этого между пайщиками начались обычные в таких случаях дрязги. В результате Савва Морозов вышел из состава акционеров, предоставив актерам и режиссерам самостоятельно выяснять отношения. Однако, несмотря на вражду между идейными руководителями -- Станиславским и Немировичем-Данченко, -- театр работал успешно вплоть до Октябрьской революции.
Успешно работали и предприятия фабриканта Алексеева. Он вовремя почувствовал приближающийся бум электротехники и переориентировал заводы на производство медных проводов. Наладил также производство резины для изоляции. Начавшаяся в 1914 году Первая мировая война также сыграла ему на руку. Благодаря военным поставкам годовой оборот предприятий Алексеевых достиг 4 миллионов рублей золотом -- суммы по тем временам огромной.
Но благоденствие в одночасье кончилось в 1917 году. Все частные предприятия были национализированы. Предприниматель Алексеев «умер». Остался только режиссер Станиславский.
Никаких причин любить советскую власть у него, естественно, не было, хотя Ленина Станиславский любил и уважал. Правда, не Владимира Ильича, а Михаила Францевича, артиста Малого театра. Кроме актерского таланта, тот прославился еще и тем, что в 1918 году дал в газету объявление следующего содержания: «Прошу не путать меня с политическим авантюристом, присвоившим себе мой псевдоним».
Рассказывают, что как-то к Станиславскому прибежал посыльный:
-- Константин Сергеевич, несчастье! Ленин умер.
-- Ах, Михаил Францевич! Какое горе!
-- Да нет, -- Владимир Ильич!
-- Тьфу-тьфу-тьфу, -- постучал по дереву Станиславский.
P. S. Семейная фабрика Алексеевых после революции была переименована в «Московский электрозавод» и после принятия плана ГОЭЛРО тянула вольфрамовую нить для «лампочек Ильича». Малая Алексеевская улица была переименована в Малую коммунистическую, и ничто уже больше не напоминало о некогда процветавшей купеческой династии.
-
http://bishelp.ru/rich/Uspeh/otrasliRazv/1003_stanislavskii.php

Бизнес-система Станиславского. Малоизвестная роль мэтра

Портерет К. С. Станиславского"Весь мир - театр, - писал Уильям Шекспир. - Мужчины, женщины играют в нем им всем судьбой назначенную роль. Определен для каждого свой выход". Яркой иллюстрацией этого служит удивительная судьба человека, о котором пойдет речь ниже.
Сенсацией Всемирной промышленной выставки 1900 г. в Париже стало присуждение золотой медали "Гран-при" российскому товариществу "В. Алексеев, П. Вишняков и А. Шамшин". Высшей награды оно было удостоено за новый вид золотошвейных нитей. Своей тонкостью и мягкостью эти нити превзошли лучшие мировые образцы. Председатель правления товарищества К. С. Алексеев, инженер Т. М. Алексеенко-Сербин и еще несколько работников золотоканительной фабрики получили медали и дипломы выставки.
Это был стремительный прорыв к славе. Еще в начале 90-х гг. ХIХ в. российская золотоканительная промышленность считалась одной из отсталых в Европе. Лидерами были производители Франции, Италии, Германии. Их продукция превосходила российскую по качеству и стоила дешевле.
В одной Москве в то время было около 20 золотоканительных фабрик. Произведенные на них тонкие золотые и серебряные нити использовались при производстве предметов роскоши, в облачении священнослужителей и царедворцев, в театрах, ювелирном деле и многом другом. Спрос на нити был устойчивым всегда, чего нельзя сказать об их производстве.
Начало 80-х гг. позапрошлого века ознаменовалось глубоким кризисом в российской золотоканительной промышленности. На рынке ее продукцию сильно теснила импортная. Использовавшие последние достижения науки и техники в металлобрабатывающей промышленности западноевропейские фирмы сумели поставить свое производство на поток. Российские же золотоканительщики работали на устаревшем оборудовании и дедовскими методами, почти вручную.
Владельцем одной из таких фабрик на паях была старинная московская купеческая семья Алексеевых. В начале 1882 г. в контору фабрики пришел на работу сын одного из хозяев фирмы Константин Сергеевич Алексеев. Было ему 19 лет, и он только закончил седьмой класс гимназии.
Его старший брат В. С. Алексеев вспоминал: "Костя не любил гимназии и института и поступление на фабрику считал освобождением от классицизма. Он быстро освоился с делом, им были довольны. Работа там была кропотливая и ответственная. Приходилось иметь дело с золотниками (1 золотник = 4,266 г. - Авт.) и долями (1 доля = 44,43 мг. - Авт.) золота и серебра. Трудность была еще и в том, что надо было взвешивать металл, катушки, крохи и прочее правой рукой и на очень чувствительных коромысловых весах, а на счетах одновременно считать левой рукой".
Молодой человек быстро разочаровался в конторской деятельности. Он больше интересовался техникой и производством. Кроме того, ему, как наследнику, хотелось видеть свое дело процветающим и конкурентоспособным.
Через несколько лет К. С. Алексеева назначили директором фирмы. Тогда-то он и получил широкие возможности для реализации задуманного плана. Начал молодой руководитель с того, что с карандашом и блокнотом пошел по всей технологической цепочке золотоканительного производства. Целыми днями он пропадал в шумных задымленных цехах и подолгу беседовал с мастерами и рабочими.

Заграничный опыт

О том, что машинам и оборудованию его фабрики давно место в музее, Константин Сергеевич и так догадывался. Анализ технологического цикла привел к неутешительному выводу: так дальше продолжаться не может. Необходима полная модернизация.
Весной 1892 г. Алексеев едет за границу. Цель - изучение золотоканительного производства на лучших европейских предприятиях. В Германии он посещает знаменитые фабрики Шварца и Венинга. Во Франции - мировой центр золотоканительной промышленности в Лионе.
Встречают его хорошо, надеясь на выгодные заказы. Но технической информацией и опытом не делятся. Приходится прибегать к знаменитой русской смекалке. А то и к подкупу. Жене он писал: "В Лионе фабриканты очень скрытны - официального разрешения на осмотр получить невозможно. Пришлось осматривать потихоньку, то есть в то время, когда мастера отдыхают днем".
Из Лиона Константин Сергеевич направляется в столицу Франции, где тоже пропадает на заводах и фабриках. Оттуда шлет родителям отчет:
"Все, кажется, устроилось очень хорошо, и по приезде в Москву я буду знать все, и даже больше, по интересовавшим меня вопросам золотоканительного дела. Интересного я узнал очень и очень много. Теперь меня уже не удивляют баснословно дешевые цены заграничных рынков. Папаня поймет, какого прогресса достигли здесь в золотоканительном деле: я купил машину, которая сразу тянет товар через 14 алмазов. Другими словами: с одного конца в машину входит очень толстая проволока, а из другого - выходит совершенно готоваяѕ Узнал также, как можно золотить без золота, и много-много других курьезов. Очень этим доволен и надеюсь, что по приезде мне удастся поставить золотоканительное дело так, как оно поставлено за границей".
Константин Сергеевич не зря гордился приобретением. Для получения золотой канители на русских фабриках того времени применялись тихоходные машины. Проволока сматывалась с отдаточной фигурки, пропускалась через стальной калибр (волоку) и наматывалась на приемную катушку. После этого рабочий машину останавливал, переносил катушку на фигурку, а конец проволоки продевал через коническое отверстие калибра. В итоге она снова наматывалась на катушку. Так повторялось до тех пор, пока проволока не утончалась до нужного диаметра, иногда до толщины человеческого волоса. Протаскивали ее через волоки нередко более 100 раз. Отсюда и пошло выражение "тянуть канитель".
В Москву Алексеев прибыл 14 мая 1892 г. Среди встречавших был знакомый актер Малого театра. Тот сообщил, что труппа выезжает на гастроли в Ярославль. Однако исполнитель главной роли А. И. Южин заболел, и играть вместо него некому. Единственная надежда на Константина Сергеевича. Алексеева-Станиславского.
Да, Константин Сергеевич в артистическом мире был известен как талантливый актер. С 1885 г. он стал носить фамилию Станиславский. С ней стал гением отечественной и мировой театральной культуры.
"Отказать было нельзя, - вспоминал впоследствии Константин Сергеевич, - и я поехал, несмотря на утомление после долгого заграничного путешествия. Не повидавшись даже с родными, которые ждали меня дома". Вечером того же дня он блистал в роли художника Богучарова в пьесе, написанной его будущим соратником по Московскому художественному театру (впоследствии МХАТ) Владимиром Ивановичем Немировичем-Данченко.

У Кости "не то в голове, что нужно"

Эти слова сказал двоюродный брат Станиславского Н. А. Алексеев. Он имел в виду чрезмерное, с его точки зрения, увлечение театром у Константина Сергеевича. Что вредило предпринимательской деятельности.
Но вреда на самом деле не было. В молодости Станиславский всюду поспевал. У него все получалось и на фабрике, и на сцене. По результатам кажется, что фабрика помогала сцене, а сцена - фабрике. Никакого трагического разлада между виртуальным миром и прозой жизни здесь не наблюдалось.
Бизнес - тоже искусство. А искусству присущи общие для всех его видов законы. Познанием этих законов Станиславский занимался всю жизнь с юных лет. Дебютировал он в 14-летнем возрасте в домашнем театре. Это был одноактный водевиль "Старый математик, или Ожидание кометы в уездном городе". Костя блестяще сыграл роль отставного учителя математики Молотова.
К 1888 г. на его счету было около 40 сыгранных ролей и 20 постановок. В том году он стал одним из основателей Московского общества искусства и литературы, вскоре превратившегося в один из очагов российской культуры. Станиславский играл и ставил большие спектакли, учился у мастеров, приобретал сценический опыт и много размышлял. Общество просуществовало десять лет. Именно на эти годы приходится и пик предпринимательской деятельности Константина Сергеевича. Его старший брат вспоминал: "Когда у Кости началось серьезное увлечение театром и сценой, занятия на фабрике стали тяготить его. Чтобы не задохнуться, надо было найти выход для себя и вместе с тем не погубить дела. И вот Костя, составив себе план действия, принялся с тройной энергией за организацию дела на новых условиях. Приходилось целыми днями сидеть над планами зданий и расположением машин, обдумывать новые условия существования действительно утопавшего в рутине дела".
В конце 1893 г. Станиславский представляет правлению товарищества детальный план технической реорганизации фабрики. На 17 страницах текста, написанных убористым почерком, предлагаются радикальные решения, учитывающие последние достижения науки и техники того времени. Проектом предлагалось - ни много ни мало - создать крупнейшее в мире золотоканительное производство! Для решения грандиозной задачи Станиславский рекомендовал объединить родственные фабрику В. Алексеева и фабрику П. Вишнякова и А. Шамшина в одно товарищество. Следовало построить большой двухэтажный корпус и новую котельную, а также перестроить старые цеха. Котельную и кузнечную мастерскую, как создающие шум и загрязняющие атмосферу, предлагалось разместить в отдельных зданиях. Все предложения аргументировались солидными инженерными расчетами, выполненными Константином Сергеевичем. Гвоздем проекта была радикальная реорганизация металлургического производства - волочения и покрытия изделий благородными металлами. В результате применения новых машин производительность труда предполагалось увеличить в 10 раз.
Правление утвердило проект - к большой радости Станиславского. А вечерами он получал еще одну радость - от репетиций и исполнения ролей Дульчина в комедии А. Н. Островского "Последняя жертва" и Де-Сантоса в трагедии К. Гуцкова "Уриель Акоста". Это были гастрольные спектакли в Туле молодых артистов Малого театра и членов Общества искусства и литературы. Потому приходилось метаться между Тулой и Москвой.

Царь-камень

Станиславский очень надеялся на купленную за рубежом машину с 14 алмазными волоками. Алмазные волоки по эксплуатационной стойкости в тысячи раз превосходили волоки стальные и чугунные. В несколько раз им уступали волоки, изготовленные из сапфира и рубина. Алмаз - царь-камень - оказался прочнее всех. Никто из правления в этом не сомневался.
Проблема заключалась в том, что в России алмазные волоки не производились. Монополистами здесь были Франция и Италия. Мало того что российским предпринимателям приходилось платить большие деньги, но еще надо было изношенные волоки отправлять на заграничные фильерные фабрики для исправления, что тоже обходилось в копеечку.
Между тем спрос на алмазные волоки в стране рос. С учетом сложившихся обстоятельств Станиславский создал на фабрике собственное алмазное производство. Это потребовало немалых затрат и нескольких лет напряженного труда.
Специфика нового производства была сродни изготовлению подшипников из твердых драгоценных камней в часовой промышленности. Алмазный цех вошел в строй сравнительно быстро - в 1894 г. Однако до производства собственных алмазных волоков было еще далеко. На первых порах пришлось ограничиться подшлифовкой сносившихся алмазов. Но и это было большим достижением - отпала необходимость отправлять волоки для ремонта за рубеж.
Постепенно цех наполнялся машинами и оборудованием, совершеннее становилась его технология. В начале 1899 г. правление вынесло важное решение: создать отдел по сверлению алмазов. На фабрику приняли двух французских специалистов, а алмазный цех перевели в более просторное помещение. Вскоре его укомплектовали швейцарскими машинами, а также машинами, изготовленными своими умельцами.
Вот так в России появился первый цех по сверлению алмазов. Правой рукой Станиславского в его создании был инженер Т. М. Алексеенко-Сербин, разработавший оригинальные машины для обработки алмазов. Прекрасным организатором и изобретателем шлифовальных станков оказался механик П. Бурылин. Станиславский впоследствии с легкой душой передал им дело своей молодости.
Вскоре цех смог полностью удовлетворять потребности своей фабрики. О месте царь-камня в производстве говорят такие цифры: в 1898 г. из имевшихся 16 757 волок алмазных было 9443, рубиновых - 7077 и сапфировых - 237 шт. За производство алмазных волок рабочие получали дополнительные премии.

Наследие Константина Сергеевича

Алмазный цех отнял у Станиславского пять лет жизни. Но за это время он также создал 14 ярких сценических образов. Константин Сергеевич играл Отелло в одноименной трагедии Шекспира, Бенедикта и Мальволио в его же комедиях "Много шума из ничего" и "Двенадцатая ночь". Блистал в комедиях А. Н. Островского "Дикарка", "Светит, да не греет", "Горячее сердце". Был режиссером и исполнителем роли Генриха в пьесе-сказке Г. Гауптмана "Затонувший колокол", имевшей исключительный успех у публики.
Одновременно Станиславский ставил отрывки из опер "Пиковая дама" и "Черевички" П. И. Чайковского, "Руслан и Людмила" и "Иван Сусанин" М. И. Глинки, "Ратклиф" Ц. А. Кюи и др. В то же время шла работа по созданию нового театра. Вот что писал Станиславский о его цели в книге "Моя жизнь в искусстве": "Программа начинающегося дела была революционна. Мы протестовали и против старой манеры игры, и против театральности, и против ложного пафоса, декламации, и против актерского наигрыша, и против дурных условностей постановки, декораций, и против премьерства, которое портило ансамбль, и против всего строя спектаклей, и против ничтожного репертуара тогдашних театров".
Для премьеры 14 октября 1898 г. была выбрана трагедия А. К. Толстого "Царь Федор Иоаннович". Пьеса начиналась знаменательными и пророческими словами: "На это дело крепко надеюсь я". От них пошел счет славным творческим победам МХАТа, дошедший до наших дней.
На фабрике и на сцене Станиславский неустанно работал над основами нового театрального искусства, получившего впоследствии наименование "система Станиславского". Она строится не на изучении конечных результатов творчества, а на выявлении причин, порождающих тот или иной результат. (Вспомним, как юный Константин Сергеевич с блокнотом и карандашом постигал азы золотоканительного производства для последующей его модернизации.)
Он пришел к выводу, интересному для каждого из нас: если человек хочет чего-либо добиться на сцене, то он должен сознательно воздействовать на творческие процессы в подсознании. (К этому, кстати, сводятся рекомендации многочисленных пособий по достижению успеха в делах и личной жизни.)
Система учит актера органическому перевоплощению в образ, придуманный автором и подхваченный режиссером. А кому из нас не приходится перевоплощаться по несколько раз в день - с той лишь разницей, что авторами и режиссерами пьесы являемся мы сами?
Актер живет и действует на сцене в предлагаемых автором обстоятельствах. Ему необходимо оторваться от собственной личной жизни и приспособиться к виртуальным условиям. Но разве не то же происходит с нами? Сценическое действие, по мысли Станиславского, есть психофизический процесс, во многом зависящий от самого человека. И обыденная наша жизнь в конечном итоге есть производное от наших настроения, физического здоровья, поступков и пр. У Станиславского есть чему учиться, и не только актерам.
В 1898 г. он снял с себя часть полномочий по фабрике. Освободившееся время отдал другой своей любви - Московскому художественному театру.
Но его золотоканительное дело продолжало жить и развиваться. Благодаря алмазным волокам диаметр золотых и серебряных нитей удалось довести до 30 микрометров, т. е. сделать их в 2-3 раза тоньше, чем раньше. Удалось и второе большое дело. Впервые в России на фабрике Станиславского было налажено гальваническое покрытие проволоки благородными металлами. На мировом рынке золотоканительная продукция из России теперь котировалась выше, чем французская, немецкая и итальянская. Ее охотно покупали в Индии, Турции, Китае, США и других странах.
По инициативе Станиславского в 1905 г. фабрика начала производство электротехнической проволоки. Затем почти полностью перешла на выпуск кабелей и проводов. В советское время с помощью специалистов фабрики Станиславского было налажено изготовление вольфрамовых нитей для отечественных электрических лампочек.
А его алмазные волоки нашли применение в различных отраслях промышленности. В том числе и в электронике. И когда вы смотрите телевизор или работаете на компьютере, вспомните о Константине Сергеевиче Станиславском. Это его последний выход к публике.


Аплодисменты, господа! 

Михаил Азаров, "Русский Фокус".

Материал предоставлен сайтом "ПРАВДА.Ру".
-
http://www.bbc.co.uk/russian/society/2013/01/130120_stanislavski_anniversary.shtml

Всеобъемлющая система Станиславского

Последнее обновление: воскресенье, 20 января 2013 г., 18:23 GMT 22:23 MCK
Станиславский
Константин Станиславский утверждал, что его система - не набор догм, она открыта для интерпретации
В лондонском Пушкинском доме в эти дни проходит выставка "Станиславский на сцене", где в двух залах собрано 46 фотографий, относящихся к периоду первых постановок Московского художественного театра, начиная с 1899 и заканчивая 1920-ми годами.
Здесь сцены из шекспировского "Юлия Цезаря", гоголевского "Ревизора", горьковской пьесы "На дне", толстовской "Власть тьмы" и чеховского "Дяди Вани". Прекрасные декорации и костюмы, значительные, породистые лица актеров, богатая массовка - в немой сцене "Ревизора" актеров не сосчитать, - передо мной живые документы великой театральной эпохи.
Экспозиция обустроена усилиями учебного Центра Станиславского при колледже драматического искусства Роуз Бруфорд (Rose Bruford College).
Как рассказывает директор учебного центра Пол Фрайер, бывший директор колледжа Жан Бенедетти, неустанный популяризатор учения Станиславского и автор нескольких книг о нем, полагал, что в Англии необходимо открыть центр по изучению наследия великого актера и педагога, и в 2007 году это наконец стало возможно.
"Можно заметить, что многие педагоги используют систему Станиславского, даже не отдавая себе в этом отчета, поскольку столько людей и уже так давно используют эту систему, что она стала чем-то вроде разменной монеты обучения актеров, - говорит Пол Фрайер. - Я очень удивлюсь, если где-либо на Западе можно будет обнаружить театральную школу, где хоть в какой-то мере не преподавали бы его метод. Другое дело, что порой это делается неосознанно".

Всеобъемлющая Система

"Можно заметить, что многие педагоги используют систему Станиславского, даже не отдавая себе в этом отчета, поскольку столько людей и уже так давно используют эту систему, что она стала чем-то вроде разменной монеты обучения актеров"
Пол Фрайер
Конечно, как и химия существовала до таблицы Менделеева, так и театр существовал и до Станиславского, и даже вполне успешно, но принципы освоения роли, проникновения в текст, овладения своим творческим самочувствием и актерским инструментарием, умение не давать роли приедаться - на все эти вопросы Константин Сергеевич всю свою жизнь искал ответы, наблюдал, записывал в дневники, обобщал в книгах и создал свою систему, оставив колоссальное наследие как теоретических трудов, так и вполне практических руководств.

"Это живая методика, которая стала моей плотью и кровью, - признается актер театра и кино Геннадий Венгеров, в прошлом выпускник школы-студии МХАТ. – Для меня очень важным принципом является, как у нас говорили, "иди от себя". То есть понимание своей собственной природы, понимание того, что эта природа актерская, она гораздо умнее меня как личности, и если она правильно натренирована и правильно подготовлен творческий процесс, то моя природа сама сделает за меня все гораздо лучше".
Стоит только раскрыть Станиславского, любой его труд, будь то "Моя жизнь в искусстве" или "Работа актера над ролью", как сразу поражает предельная (так и хочется сказать "толстовская") честность автора прежде всего перед самим собой: "Во время последних гастролей за границей и раньше, в Москве, я механически повторял именно эти выработанные и установленные "штучки" роли - механические знаки отсутствующего чувства". Станиславский всю жизнь задавался вопросом: как не прибегать к этим "штампам уснувшего чувства", как победить физическую неестественность публичного творчества?

"Штампы уснувшего чувства"

Безусловно, Станиславский интересовался психологией. Как пишет в своей биографии Станиславского Жан Бенедетти, вряд ли он читал Фрейда, но его интересовали изыскания в области бихевиоризма - направления психологии, рассматривавшего личность как устойчивую систему навыков.
Поскольку становление и развитие системы Станиславского совпало по времени с оформлением психологии как дисциплины, возможно, поэтому его систему часто считают исключительно психологической, что, как объясняет педагог кафедры театрального искусства профессор Лидского университета Джонатан Питчес, неверно.
В книге "Работа актера над собой" очень большое место уделено физическим приемам, и именно слияние психического и физического оказалось столь действенным, полагает профессор Питчес.

"Идеи Станиславского бросили вызов набору внешних приемов и сконцентрировали внимание на воображении, на творчестве "изнутри", и дали в помощь актеру инструментарий, или, если угодно, особый язык, который дал возможность актерам им пользоваться. То есть произошли две вещи: уход от внешней подражательности и упор на внутренний мир актера, а второе - его система позволила осмыслить сложности актерской подготовки в Британии", - говорит профессор Питчес.
"Я читал, как, допустим, Де Ниро готовится к роли – все это абсолютно в рамках нашей московской школы"
Геннадий Венгеров
Джонатан Питчес - автор нескольких книг о Станиславском, одна из его недавних работ - "Русские в Британии: Как русская актерская школа повлияла на британский театр" (The Russians in Britain: British Theatre and the influence of the Russian Tradition of Acting).
На мой вопрос, есть ли что-то в системе Станиславского специфически русское, Джонатан Питчес отвечает, что, как все гении, Станиславский был эклектичен, но он очень во многом опирался на идеи выдающихся русских физиологов - Ивана Сеченова и Ивана Павлова. Однако очень многое из системы Станиславского попало на Запад, трансформировавшись.

Система или Метод?


"Если посмотреть на американскую драматическую школу, например Сэнфорда Мейснера, на развитие его метода система Станиславского оказала огромное влияние! Или взять актерскую студию Ли Страсберга, или Стеллу Адлер или Уту Хаген - все эти великие американские театральные педагоги, которые оказали огромное влияние на развитие актерского мастерства особенно в кинематографе - все они заимствовали многое из системы Станиславского", - размышляет Пол Фрайер.

Взаимопроникновение оказалось так велико, что многие путают систему Станиславского и "Метод" Ли Страсберга, на котором выросли многие голливудские звезды: Аль Пачино, Роберт де Ниро, Харви Кайтел, про которых зачастую говорят - смешивая два подхода - что они учились по "Методу Станиславского". Но так ли сильно отличаются эти две актерские школы?
"Если вы спросите американского театрального педагога, то ответ, возможно, будет совершенно иным, но, по моим ощущениям, они совершенно разные. В частности, Страсберг основывал свой метод на весьма усеченном наборе принципов, которые частично были взяты у Станиславского, и частично были заимствованы из психоанализа, которым Страсберг восторгался. Его гораздо больше интересуют эмоциональные возможности актера, его прошлое, и поэтому он гораздо больше заинтересован в том, чтобы раскапывать психологические глубины исполнителя и оттуда черпать темные стороны роли, физической подготовке актера внимания уделяется гораздо меньше. Про него иногда говорят, что он, наверное, только прочел "Работу актера над собой", а "Работу над ролью" уже не читал. Это, конечно, вряд ли, но точно можно сказать, что книга Страсберга A Dream of Passion концентрирует внимание в основном на психологической стороне актерской профессии", - полагает Джонатан Питчес.

В то же время взращенный на системе Геннадий Венгеров не видит большого расхождения между русским и американским подходом, и говорит, что в Америке очень правильно понимают базовые принципы Станиславского: "Я читал, как, допустим, Де Ниро готовится к роли – все это абсолютно в рамках нашей московской школы".

Но насколько просто бывает сработаться на сцене или съемочной площадке актерам, прошедшим разные актерские школы?
"Нужно, прежде чем творить, уметь войти в ту духовную атмосферу, в которой только и возможно творческое таинство"
Константин Станиславский
Живущий последние годы в Германии и имеющий богатый опыт работы с иностранными актерами Геннадий Венгеров говорит, что разница в подходе видна уже на подготовительном этапе, и он с этой проблемой стакивался не однажды.
"Я очень медленно вхожу в роль, как нас учили, то есть не позволяю форме забегать вперед содержания, пока это содержание не станет "моим", а многие мои немецкие коллеги уже на первых репетициях, на так называемых "застольных", уже начинают играть и играют неплохо, - признается Геннадий. – Было несколько репетиций спектаклей, где все были готовы уже на первой-второй читке, а я вплоть до генеральной репетиции не производил впечатление актера, который играет; просто мой процесс был незакончен".

Романтик с большой буквы

Как писал Станиславский: "Нужно, прежде чем творить, уметь войти в ту духовную атмосферу, в которой только и возможно творческое таинство". Всю жизнь он оставался верен своей романтической натуре и пытался соединить жизнь и искусство, не превращая последнее в обыденность, однако идеалистичность многих его принципов особенно резко контрастирует с сегодняшней жесткой реальностью мирового шоу-бизнеса.

Да, его система идеалистична очень во многих аспектах, соглашается профессор Питчес, называющий Станиславского Романтиком с большой буквы.
"Он часто воспринимал текст через эту призму романтизма, за что его критиковали, в частности, за постановку чеховских пьес с романтическим уклоном. Он идеалист даже в том, сколько времени можно уделить репетициям новой пьесы. Но, мне кажется, это отношение по-прежнему важно для нас и сегодня, в жестких условиях театра ХХI века, когда на новую постановку отводится четыре недели, а не три года, даже не полгода. То есть важно, чтобы этот альтернативный подход, взгляд существовали бок о бок с жесткими прагматиками, которые овладевают британской театральной сценой", - размышляет мой собеседник.

Как отмечает профессор Питчес, Станиславский сегодня особенно важен потому, что служит своего рода интеллектуальным фоном современному прагматизму.
Но, с другой стороны, как подчеркивал сам Константин Сергеевич, его система - не набор догм, она открыта для интерпретации и именно это мы и наблюдаем спустя 150 лет со дня рождения Мастера - и на большой сцене и на малых подмостках, и в голливудском блокбастере и в малобюджетном телесериале.
-
http://ruskino.ru/expedition/step2.php?id=56
СЛАВА И СТАНИСЛАВСКИЙ
23.08.2004
Проблема с системой Станиславского заключается в том, что когда в пять часов сорок восемь минут утра молодой актер, восходящая звезда российского кино, и его очаровательная партнерша по фильму задают режиссеру вопрос: "Скажи, Паша, а на чем же все-таки основаны взаимоотношения Кирилла и Кати?", режиссер, проведший целую рабочую ночь в клубе "Слава", а в данный момент сидящий за рулем и одним глазом смотрящий на дорогу, а другим - на карту района Чертаново, может довольно-таки резко затормозить.

Оказалось, что наши актеры работают по МЕТОДУ. Что и не удивительно, они не так давно закончили лучшие театральные вузы Москвы и Питера. Иван Стебунов, правда, иронично заметил, что у МЕТОДА есть свои недостатки: "В рядовом советском фильме рядовой советский актер, играющий героя-шпиона, не способен сыграть человека, просто идущего в толпе. Его же будет видно за версту - он же будет идти не как рядовой пешеход, затерявшийся в толпе, а как Герой-Шпион. Да что там шпион, если в начале фильма показывают выход ночной смены с завода, то и в этой людской массе герой рабочий, играющий героя-рабочего по системе Станиславского, будет вышагивать так, как будто у него на лбу написано "главный герой"". В этом, конечно, есть и преимущества: зрителю не надо напрягаться.

в клубе "Слава"

Чтобы нашим актерам легче было войти в свои образы, режиссер повез их на место действия - в ночной клуб, где происходит встреча Кати и Кирилла. Поехали глубокой ночью, в разгар веселья, чтобы ребята могли впитать атмосферу, посомтреть на публику и вообще применить метод Станиславского. Ритису, впервые в жизни приехавшему в Москву из Европы, было очень интересно узнать, что танцуют и какую музыку играют в ночных клубах города. В клуб приехал и художник-постановщик Никита. Он быстро осмотрел помещение и помчался дальше - чертить чертежы объектов, которые надо будет строить тоже по методу. Только не Станиславского, а Стаханова.

Ритис общается с новым знакомым слаткая парочка

Насмотревшись на зажигающую субботнюю публику и даже поплясав немного для разминки, актеры отправились за кулисы. Нужно было подобрать костюмы для танцев в клубе и договориться с девушками-стриптизершами. Нам помогала администратор клуба Ольга, помощница владельца "Славы" Сергея Аркадьевича, о котором мы вам уже рассказывали. Ольга была очень мила и любезна, обещала помочь организовать съемку (снимать мы будем в понедельник, когда в клубе выходной, и нам потребуется участие не только танцовщиц, но и технического персонала). Пока мы бежали вслед за Ольгой вверх по лестнице, ведущей в гримерные, я подумала, что для человека, не спящего шесть ночей в неделю, Ольга не только необыкновенно энергична, но еще и очень спокойна.

сладкая троечка

Спокойствие, только спокойствие! Место действия: раздевалка и гримерная популярного ночного клуба. Время действия: четыре часа утра. Массовка: длинноногие дивы в бикини с голливудскими улыбками и в голливудских же сценических туфлях на металлических платформах; мускулистые загорелые юноши с томными глазами; очень очень мачо коренастые атлеты с боевой татуировкой; мишура, блеск, пыль, пудра, помада, пот и кровь. Короче, Альмaдовар. В крайнем случае, Феллини. И никакой системы Станиславского - одна живая жизнь.

Денис

Сценическими костюмами и реквизитом в "Славе" ведает Денис. Он помог Тане и Ритису подобрать правильные наряды. Когда Татьяна Арнтгольц явилась перед нами в костюме восточной принцессы - лиф из золотых чешуек и шитая золотом юбка с разрезами до бедер - все ахнули. "Приходите к нам работать. И сестренку свою приводите!" - лучезарно улыбнулась Ольга. Ритис перевоплотился в ковбоя из бродвейского мюзикла. Мы пригласили Дениса и окруживших нас девушек на съемки. Оказалось, что Денис довольно часто уезжает на гастроли, но все же он сказал, что постарается выкроить время для "Последнего Уик-Энда".

Ритис Ритис

и снова сладкая парочка

Таня Таня

Итак, подготовтельный период близится к завершению. Все главные актеры - Ваня, Артем, Таня, Ритис и Илья -приступили к репетициям. Павел надеется, что через неделю сможет начать снимать.

-

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Цветовая дифференциация штанов (целеполагание = кто ты будешь такой)

Стратификация социума в соответствии с цветом штанов Когда у общества нет цветовой дифференциации штанов, то нет цели! А когда нет цели - нет будущего! Википукия решила удалить важнейшую статью о целеполагании. Считаю, что это недопустимо, потому выкладываю репост! Цветовая дифференциация штанов

Правила постановки целей

= Правила постановки целей Наталья Лебедева Источник:  Журнал "Кадровое дело" добавлено: 2005-01-20 просмотров: 47823 Вспомним старый анекдот: «В целях усиления борьбы с вредителями Министерство сельского хозяйства Китая объявило, что за каждую сданную саранчу будет выплачен 1 юань. Теперь все крестьяне разводят саранчу...» Чтобы в практике управления избегать ситуаций, в которых сотрудники могут неправильно трактовать поставленные перед ними задачи, необходимо научиться правильно их формулировать. Умение ставить четкие, практические цели и задачи своим сотрудникам – это одна из основных базовых компетенций эффективного руководителя. При приеме на работу и разработке процедур аттестации HR-менеджерам многих компаний приходится оценивать, насколько руководящие работники способны ставить правильные, четко сформулированные цели подчиненным. Кроме того, директорам кадровых служб как руководителям своих подразделений также необходимы навыки грамотного

Построение бизнес-моделей [2013, PDF, RUS]. Александр Остервальдер, Ив Пинье

EDITORS CHOICE – ВЫБОР ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА Бизнес-модель – это то, что отличает вас от других, это ваша уникальность, выраженная через взаимосвязи между самыми критичными факторами вашего успеха. Бизнес-модель важнее миссии, стратегии и плана денежных потоков. Это основа вашего конкурентного преимущества. Сергей Турко, главный редактор издательства «Альпина Паблишер»