-
-
http://fakty.ua/85429-znamenityj-rezhisser-konstantin-stanislavskij-do-oktyabrskoj-revolyucii-byl-odnim-iz-krupnejshih-predprinimatelej-rossii----ego-fabrika-vypuskala-luchshuyu-v-mire-zolotuyu-nit
-
http://bishelp.ru/rich/Uspeh/otrasliRazv/1003_stanislavskii.php
-
http://www.bbc.co.uk/russian/society/2013/01/130120_stanislavski_anniversary.shtml
-
http://ruskino.ru/expedition/step2.php?id=56
-
http://fakty.ua/85429-znamenityj-rezhisser-konstantin-stanislavskij-do-oktyabrskoj-revolyucii-byl-odnim-iz-krupnejshih-predprinimatelej-rossii----ego-fabrika-vypuskala-luchshuyu-v-mire-zolotuyu-nit
Знаменитый режиссер константин станиславский до октябрьской революции был одним из крупнейших предпринимателей россии -- его фабрика выпускала лучшую в мире золотую нить
64 года назад, 7 августа 1938 года, легендарный основатель МХАТа ушел из жизни
В энциклопедии написано, что Константин Сергеевич Станиславский был «выдающимся русским и советским актером, режиссером, реформатором и теоретиком театра, основателем Московского художественного театра, создателем методики подготовки артистов, известной как система Станиславского».
Однако мало кто знает, что Станиславский полностью посвятил себя театру только после 1917 года. До этого сцена была скорее его хобби -- в «главной» жизни он был солидным предпринимателем, представителем одной из ведущих купеческих династий России Константином Алексеевым.
Дед режиссера, боясь паровоза, ездил в Москву на лошадях
Начало династии купцов Алексеевых было положено еще в 1785 году, когда сын ярославского крепостного крестьянина Семен Алексеев построил в Москве фабрику по производству золотой и серебряной нити и фольги. В то время спрос на подобные изделия был очень велик. Российский императорский двор при Екатерине II поражал своим богатством и великолепием. Для туалетов придворных дам и кавалеров требовалось золотое шитье, поэтому дела на новой фабрике шли прекрасно. Кроме того, Семен Алексеев сумел заинтересовать своей продукцией окрестные монастыри, благодаря чему обороты фабрики существенно выросли.
Сын Семена Владимир Алексеев существенно расширил дело отца. Однако, будучи успешным предпринимателем, он, тем не менее, строго следил за соблюдением на своей фабрике патриархальных обычаев. Ежедневно усаживался за обедом во главе стола, где сидели все рабочие фабрики. Хозяин знал всех своих работников по именам, а к старейшим из них он обращался по имени-отчеству. Продукты для этих бесплатных обедов, в основном квашеная капуста и солонина, давало специальное подсобное хозяйство.
Станиславский, который приходился внуком Владимиру Алексееву, писал, что патриархальность простиралась до того, что его отец, Сергей Владимирович до самой женитьбы спал в одной постели с отцом и только в день свадьбы обрел собственное ложе.
Однако технологии не стояли на месте, и вскоре патриархальные нравы первых русских заводчиков стали входить в противоречие с реальной жизнью. Был, например, такой случай. После того как была построена железная дорога из Петербурга в Москву, делегация московского купечества во главе с Владимиром Алексеевым отправилась в столицу -- поблагодарить царя Николая I за дарование стране такого невиданного дотоле блага.
Царь, принимая москвичей, весь аж светился гордостью и спросил: «Ну что, господа, вы, чай, и во сне не видали, что через 14 часов из Москвы очутитесь в Петербурге?» Восторженного ответа не последовало. Купцы «шайтан-арбе» не доверяли и в Петербург добирались трое суток на перекладных.
Царь пожурил подданных, невосприимчивых в техническому прогрессу, и отпустил с миром. Обратно было решено ехать поездом. Но в пути с купцом Алексеевым случилась неприятность. Выйдя на станции Бологое, чтобы посетить буфет, он затем впопыхах вскочил в поезд на Петербург, который прибывал на станцию одновременно с поездом на Москву. Очутившись снова в северной столице, Алексеев окончательно убедился в том, что технический прогресс -- зло для русского человека, не стал вновь испытывать судьбу и поехал домой на почтовых лошадях.
Один из сыновей Владимира Алексеева, Николай, тоже был человеком деятельным. В течение девяти лет он даже занимал должность московского градоначальника, прославившись тем, что, во-первых, уговорил купца Третьякова подарить городу картинную галерею, во-вторых, построил в окрестностях Москвы психиатрическую лечебницу, известную ныне как Канатчикова дача. В результате был убит в собственном кабинете сумасшедшим, пациентом своей же лечебницы.
Карьеру в бизнесе Станиславский начинал с промышленного шпионажа
В семейный бизнес 19-летнего Константина Алексеева, правнука основателя компании, привел отец -- Сергей Владимирович. На фабрике Константин больших успехов не делал. Впрочем, этого от него и требовалось -- делом руководили представители старшего поколения. Поэтому в течение нескольких лет он в рабочее время слонялся по цехам, присматриваясь к производству, чтобы в будущем взять дело в свои руки. А после работы отправлялся в театр, где уже начинал приобретать известность как актер Станиславский.
Однако в 1892 году дело потребовало, чтобы Константин всерьез занялся семейным бизнесом. Западные конкуренты активно наступали на рынок, предлагая товар по все более низким ценам. Поэтому руководство решило послать в Европу своего представителя, который разведал бы секрет успеха немецких и французским промышленников. Решено было, что светский и обладающий актерским дарованием Константин Алексеев как никто другой подходит для выполнения этой ответственной миссии.
Сначала он отправился в немецкий город Мюльгаузен, где посетил заводы конкурентов Венинга и Шварца. Затем поехал в Лион -- столицу французского ткачества и канительного производства. Там ему пришлось заняться самым настоящим промышленным шпионажем.
«В Лионе фабриканты очень скрытны -- официального разрешения на осмотр получить невозможно, -- писал он брату в Москву. -- Пришлось осматривать потихоньку, то есть в то время, когда мастера отдыхают днем». Осмотр показал, что секрет прост -- европейцы использовали более совершенную технику. «Теперь меня уже не удивляют баснословно дешевые цены заграничных рынков. Папаня поймет, какого прогресса достигли здесь в золототканном деле… » Не откладывая дело в долгий ящик, Константин Алексеев принялся исправлять такую оплошность: «Я купил машину, которая сразу тянет товар через 14 алмазов. Другими словами: с одного конца машины идет очень толстая проволока, а с другого выходит уже совершенно готовая».
Через месяц Константин Алексеев, успешно выполнив задание фирмы, вернулся в Москву. Он вез с собой план реорганизации производства, призванный вывести фирму на передовые позиции в мире. Однако увидеть этот документ Алексееву-старшему сразу не удалось. Прямо на перроне Константина встречал антрепренер Малого театра и на коленях умолял его заменить на гастролях заболевшего артиста. Промышленник Алексеев в считанные минуты превратился в актера Станиславского и уже вечером того же дня вышел на сцену театра в Ярославле в пьесе «Счастливец». Видимо, на создание системы художественного перевоплощения Станиславского подвиг личный жизненный опыт.
Но счастье не может длиться вечно. По окончании гастролей Константин Алексеев был вынужден предстать перед разъяренным отцом. Праведный отчий гнев удалось смягчить, только предъявив разработанный во Франции бизнес-план развития предприятия. Этот план предусматривал слияние с основными российскими конкурентами -- компанией Вешнякова и Шамшина, оснащение фабрики современными машинами и освоение производства позолоченной нити, которая выглядела так же, как и золотая, а стоила гораздо дешевле.
План был успешно выполнен. После смерти отца Константин взял управление фирмой в свои руки. Дела предприятия пошли в гору. В 1900 году золотая нить производства фабрики Алексеевых получила Гран-при Всемирной выставки в Париже, а предприниматель Константин Алексеев удостоился диплома и золотой медали.
Фабрика Алексеевых после революции делала нить для «лампочек Ильича»
Удивительно, что при этом артист Станиславский отнюдь не зачах, сраженный успехами фабриканта Алексеева. Вечерами он по-прежнему играл на сцене и стал задумываться о создании собственного театра. Эта идея начала обретать конкретные очертания после исторической встречи Станиславского с другим будущим классиком -- Владимиром Немировичем-Данченко в ресторане «Славянский базар». По свидетельствам современников, они провели в отдельном кабинете этого заведения 26 часов подряд. В результате идея создания московского общедоступного театра обрела реальные очертания. Организационную часть взял на себя Немирович-Данченко, а капиталист Алексеев -- финансовое обеспечение.
Впрочем, будучи человеком практичным и, видимо, не особенно рассчитывая на прибыли нового предприятия, Станиславский не спешил вложить в него собственные деньги. Он занялся формированием акционерного общества.
В результате основным акционером и меценатом нового театра стал известный промышленник Савва Морозов. Благотворительность этого человека была известна на всю Россию и принимала подчас абсурдные формы: он финансировал даже партию большевиков. Сделали свои взносы и несколько других пайщиков, среди которых был и Станиславский. Один только Немирович-Данченко участвовал в деле своим трудом.
В 1898 году театр был открыт. На первый спектакль «Царь Федор Иоаннович» пришел главный акционер Савва Морозов. Представление ему понравилось, и он сразу же предложил деньги на ремонт здания театра.
Несколько лет театр был убыточным предприятием. Но в конце концов, благодаря растущей популярности, стал приносить прибыль. И уже вскоре после этого между пайщиками начались обычные в таких случаях дрязги. В результате Савва Морозов вышел из состава акционеров, предоставив актерам и режиссерам самостоятельно выяснять отношения. Однако, несмотря на вражду между идейными руководителями -- Станиславским и Немировичем-Данченко, -- театр работал успешно вплоть до Октябрьской революции.
Успешно работали и предприятия фабриканта Алексеева. Он вовремя почувствовал приближающийся бум электротехники и переориентировал заводы на производство медных проводов. Наладил также производство резины для изоляции. Начавшаяся в 1914 году Первая мировая война также сыграла ему на руку. Благодаря военным поставкам годовой оборот предприятий Алексеевых достиг 4 миллионов рублей золотом -- суммы по тем временам огромной.
Но благоденствие в одночасье кончилось в 1917 году. Все частные предприятия были национализированы. Предприниматель Алексеев «умер». Остался только режиссер Станиславский.
Никаких причин любить советскую власть у него, естественно, не было, хотя Ленина Станиславский любил и уважал. Правда, не Владимира Ильича, а Михаила Францевича, артиста Малого театра. Кроме актерского таланта, тот прославился еще и тем, что в 1918 году дал в газету объявление следующего содержания: «Прошу не путать меня с политическим авантюристом, присвоившим себе мой псевдоним».
Рассказывают, что как-то к Станиславскому прибежал посыльный:
-- Константин Сергеевич, несчастье! Ленин умер.
-- Ах, Михаил Францевич! Какое горе!
-- Да нет, -- Владимир Ильич!
-- Тьфу-тьфу-тьфу, -- постучал по дереву Станиславский.
P. S. Семейная фабрика Алексеевых после революции была переименована в «Московский электрозавод» и после принятия плана ГОЭЛРО тянула вольфрамовую нить для «лампочек Ильича». Малая Алексеевская улица была переименована в Малую коммунистическую, и ничто уже больше не напоминало о некогда процветавшей купеческой династии.
http://bishelp.ru/rich/Uspeh/otrasliRazv/1003_stanislavskii.php
Бизнес-система Станиславского. Малоизвестная роль мэтра
http://www.bbc.co.uk/russian/society/2013/01/130120_stanislavski_anniversary.shtml
Всеобъемлющая система Станиславского
Последнее обновление: воскресенье, 20 января 2013 г., 18:23 GMT 22:23 MCK
http://ruskino.ru/expedition/step2.php?id=56
СЛАВА И СТАНИСЛАВСКИЙ
23.08.2004
-
Проблема с системой Станиславского заключается в том, что когда в пять часов сорок восемь минут утра молодой актер, восходящая звезда российского кино, и его очаровательная партнерша по фильму задают режиссеру вопрос: "Скажи, Паша, а на чем же все-таки основаны взаимоотношения Кирилла и Кати?", режиссер, проведший целую рабочую ночь в клубе "Слава", а в данный момент сидящий за рулем и одним глазом смотрящий на дорогу, а другим - на карту района Чертаново, может довольно-таки резко затормозить.
Оказалось, что наши актеры работают по МЕТОДУ. Что и не удивительно, они не так давно закончили лучшие театральные вузы Москвы и Питера. Иван Стебунов, правда, иронично заметил, что у МЕТОДА есть свои недостатки: "В рядовом советском фильме рядовой советский актер, играющий героя-шпиона, не способен сыграть человека, просто идущего в толпе. Его же будет видно за версту - он же будет идти не как рядовой пешеход, затерявшийся в толпе, а как Герой-Шпион. Да что там шпион, если в начале фильма показывают выход ночной смены с завода, то и в этой людской массе герой рабочий, играющий героя-рабочего по системе Станиславского, будет вышагивать так, как будто у него на лбу написано "главный герой"". В этом, конечно, есть и преимущества: зрителю не надо напрягаться.
Чтобы нашим актерам легче было войти в свои образы, режиссер повез их на место действия - в ночной клуб, где происходит встреча Кати и Кирилла. Поехали глубокой ночью, в разгар веселья, чтобы ребята могли впитать атмосферу, посомтреть на публику и вообще применить метод Станиславского. Ритису, впервые в жизни приехавшему в Москву из Европы, было очень интересно узнать, что танцуют и какую музыку играют в ночных клубах города. В клуб приехал и художник-постановщик Никита. Он быстро осмотрел помещение и помчался дальше - чертить чертежы объектов, которые надо будет строить тоже по методу. Только не Станиславского, а Стаханова.
Насмотревшись на зажигающую субботнюю публику и даже поплясав немного для разминки, актеры отправились за кулисы. Нужно было подобрать костюмы для танцев в клубе и договориться с девушками-стриптизершами. Нам помогала администратор клуба Ольга, помощница владельца "Славы" Сергея Аркадьевича, о котором мы вам уже рассказывали. Ольга была очень мила и любезна, обещала помочь организовать съемку (снимать мы будем в понедельник, когда в клубе выходной, и нам потребуется участие не только танцовщиц, но и технического персонала). Пока мы бежали вслед за Ольгой вверх по лестнице, ведущей в гримерные, я подумала, что для человека, не спящего шесть ночей в неделю, Ольга не только необыкновенно энергична, но еще и очень спокойна.
Спокойствие, только спокойствие! Место действия: раздевалка и гримерная популярного ночного клуба. Время действия: четыре часа утра. Массовка: длинноногие дивы в бикини с голливудскими улыбками и в голливудских же сценических туфлях на металлических платформах; мускулистые загорелые юноши с томными глазами; очень очень мачо коренастые атлеты с боевой татуировкой; мишура, блеск, пыль, пудра, помада, пот и кровь. Короче, Альмaдовар. В крайнем случае, Феллини. И никакой системы Станиславского - одна живая жизнь.
Сценическими костюмами и реквизитом в "Славе" ведает Денис. Он помог Тане и Ритису подобрать правильные наряды. Когда Татьяна Арнтгольц явилась перед нами в костюме восточной принцессы - лиф из золотых чешуек и шитая золотом юбка с разрезами до бедер - все ахнули. "Приходите к нам работать. И сестренку свою приводите!" - лучезарно улыбнулась Ольга. Ритис перевоплотился в ковбоя из бродвейского мюзикла. Мы пригласили Дениса и окруживших нас девушек на съемки. Оказалось, что Денис довольно часто уезжает на гастроли, но все же он сказал, что постарается выкроить время для "Последнего Уик-Энда".
Итак, подготовтельный период близится к завершению. Все главные актеры - Ваня, Артем, Таня, Ритис и Илья -приступили к репетициям. Павел надеется, что через неделю сможет начать снимать.
Оказалось, что наши актеры работают по МЕТОДУ. Что и не удивительно, они не так давно закончили лучшие театральные вузы Москвы и Питера. Иван Стебунов, правда, иронично заметил, что у МЕТОДА есть свои недостатки: "В рядовом советском фильме рядовой советский актер, играющий героя-шпиона, не способен сыграть человека, просто идущего в толпе. Его же будет видно за версту - он же будет идти не как рядовой пешеход, затерявшийся в толпе, а как Герой-Шпион. Да что там шпион, если в начале фильма показывают выход ночной смены с завода, то и в этой людской массе герой рабочий, играющий героя-рабочего по системе Станиславского, будет вышагивать так, как будто у него на лбу написано "главный герой"". В этом, конечно, есть и преимущества: зрителю не надо напрягаться.
Чтобы нашим актерам легче было войти в свои образы, режиссер повез их на место действия - в ночной клуб, где происходит встреча Кати и Кирилла. Поехали глубокой ночью, в разгар веселья, чтобы ребята могли впитать атмосферу, посомтреть на публику и вообще применить метод Станиславского. Ритису, впервые в жизни приехавшему в Москву из Европы, было очень интересно узнать, что танцуют и какую музыку играют в ночных клубах города. В клуб приехал и художник-постановщик Никита. Он быстро осмотрел помещение и помчался дальше - чертить чертежы объектов, которые надо будет строить тоже по методу. Только не Станиславского, а Стаханова.
Насмотревшись на зажигающую субботнюю публику и даже поплясав немного для разминки, актеры отправились за кулисы. Нужно было подобрать костюмы для танцев в клубе и договориться с девушками-стриптизершами. Нам помогала администратор клуба Ольга, помощница владельца "Славы" Сергея Аркадьевича, о котором мы вам уже рассказывали. Ольга была очень мила и любезна, обещала помочь организовать съемку (снимать мы будем в понедельник, когда в клубе выходной, и нам потребуется участие не только танцовщиц, но и технического персонала). Пока мы бежали вслед за Ольгой вверх по лестнице, ведущей в гримерные, я подумала, что для человека, не спящего шесть ночей в неделю, Ольга не только необыкновенно энергична, но еще и очень спокойна.
Спокойствие, только спокойствие! Место действия: раздевалка и гримерная популярного ночного клуба. Время действия: четыре часа утра. Массовка: длинноногие дивы в бикини с голливудскими улыбками и в голливудских же сценических туфлях на металлических платформах; мускулистые загорелые юноши с томными глазами; очень очень мачо коренастые атлеты с боевой татуировкой; мишура, блеск, пыль, пудра, помада, пот и кровь. Короче, Альмaдовар. В крайнем случае, Феллини. И никакой системы Станиславского - одна живая жизнь.
Сценическими костюмами и реквизитом в "Славе" ведает Денис. Он помог Тане и Ритису подобрать правильные наряды. Когда Татьяна Арнтгольц явилась перед нами в костюме восточной принцессы - лиф из золотых чешуек и шитая золотом юбка с разрезами до бедер - все ахнули. "Приходите к нам работать. И сестренку свою приводите!" - лучезарно улыбнулась Ольга. Ритис перевоплотился в ковбоя из бродвейского мюзикла. Мы пригласили Дениса и окруживших нас девушек на съемки. Оказалось, что Денис довольно часто уезжает на гастроли, но все же он сказал, что постарается выкроить время для "Последнего Уик-Энда".
Итак, подготовтельный период близится к завершению. Все главные актеры - Ваня, Артем, Таня, Ритис и Илья -приступили к репетициям. Павел надеется, что через неделю сможет начать снимать.
Комментарии
Отправить комментарий