К основному контенту

Евгений Пономарёв: красноярские рестораны никогда не будут похожи на европейские


https://vk.com/ponomarev_ee







https://vk.com/page-39970141_48784815

Истории успеха
За последние полтора года Евгений Пономарев запустил несколько заведений. В планах ресторатора тиражирование успешных концепций.
В ресторанном бизнесе Евгений Пономарев с 2001 года. Начинал официантом в клубе «Нирвана», работал менеджером по персоналу сети «Чемодан», затем шесть лет директором по персоналу Bellini group. Рискнув, он променял стабильность на возможность начать собственное дело.
  


— Переломный момент наступил, когда я понял, что достиг потолка. Понял, что исчерпал себя как наемный сотрудник и на этой позиции в этой компании мне уже некуда расти, нужно делать новый шаг. Рисковал очень многим: хорошей зарплатой, стабильностью. Кто‑то говорил: «Ты уходишь в никуда», я для себя решил — ухожу в свободное перспективное плавание. В моей жизни это не первый подобный опыт: в свое время я покинул компанию «Чемодан», в то время лучшую на ресторанном рынке города. Было нелегко, но именно через трудности пришли и деньги, и то, что бесценно, — опыт. Мой личный рецепт: иногда стоит отказаться от чего‑то, чтобы вырасти как профессионал.
 
Большое заблуждение многих: позволить коммерсанту внутри себя задушить профессионала. Не отрицаю, собственный бизнес дает возможность зарабатывать большие, чем раньше, деньги. Но не только: в моем случае это еще и возможность реализовать тот талант, который мне дан Богом. К примеру, есть у человека талант к слесарному делу, а он идет учиться на юриста, потому что это престижно. И не имея ни малейшего призвания к этой профессии, всю жизнь тщетно пытается достичь вершин. До недавнего времени мои способности не приносили больших денег. Но я не сворачивал с пути, твердо веря, что это моя дорога. 
 

Мой талант — делать классные команды. В ресторанном бизнесе, где все держится на людях, это львиная доля успеха. Один из моих прежних руководителей как‑то сказал: «После твоих собеседований люди хотят у нас работать. В чем секрет?» Все просто. С одной стороны — врожденные способности находить людей, мотивировать их. С другой — человеческие качества, которые не меняются с годами. Я как обращался к уборщицам на «Вы», как не позволял гостям оскорблять официанта, как бился до последнего за каждого повара, так и делаю это до сих пор. Потому‑то каждый, кто работал или работает со мной, чувствует себя не просто сотрудником, а частью команды.
 
 

О том, что все поделено и невозможно запустить что‑то свое, говорят слабые. Я не считаю, что ресторанный рынок насыщен. Да, в городе много заведений, но спросите любого, и вам назовут не более пяти мест, в которые человек ходит постоянно. Поэтому для меня было важно создать не просто очередной ресторан, а заведение с концепцией, фишкой, где продумано все до мелочей. Мы понимали, почему гость должен к нам прийти, почему ему будет интересно. Оба проекта, стейк‑бар «Теленок табака» и кнайпе «Кино и немцы», изначально разрабатывались для последующего тиражирования. Это рискованно, как снимать продолжение фильма: когда первая часть успешна, нужно сильно постараться, чтобы сделать вторую не хуже. 

 
 

Трудностей с поиском инвестора у нас не было — в проект вложились люди, которые поверили мне и моему опыту. После того, как выстрелил первый ресторан, начались звонки от людей, которые также были готовы инвестировать. Но я не хочу распыляться, этот бизнес нужно контролировать. Если заниматься им только с точки зрения коммерции, он рассыплется. За полтора года мы открыли четыре ресторана, для Красноярска, где мало кто растет такими темпами, это хорошие показатели. 
 

Всегда что‑то может пойти не так, в этом случае важны две вещи — мобильность и готовность поступить в интересах бизнеса, а не твоих собственных. Спустя месяц после старта первого проекта я уволил своего друга, шеф‑повара. Это было непростое решение, но нужно расставлять приоритеты. Если ты работаешь в команде, интересы дела выше всего остального.

http://ooinfo.ru/evgenij-ponomaryov-gosti-restoranov-stali-trebovatelnee-k-servisu/
Как изменилась конкуренция в ресторанном бизнесе Красноярска? Почему у нас в городе не приживаются ресторанные франшизы? Какой подход наиболее эффективен при работе с персоналом? На эти вопросы в студии «Открытого общества» ответил ресторатор Евгений Пономарёв, который уверен в том, что рестораны Красноярска отличают оригинальность идей и индивидуальность концепций.

– Евгений, на самом ли деле люди в России приходят в ресторан не столько за едой, сколько за эмоциями, для того, чтобы пообщаться, показать себя, «выгулять» новоё платье?
– Да, конечно, я с этим полностью согласен. По крайней мере, большинство наших гостей посещают заведения не так часто и для них это – событие, поэтому они идут на интерьер, атмосферу и только потом оценивают кухню, обслуживание.
– Значит ли это, что посетителей нужно привлекать какими-то фишками и образом заведения в целом? Расскажите, по какому пути вы пошли в своих заведениях?
– Клиентам действительно важна фишка. Например, Стейк-бар «Телёнок табака» – мы подошли очень серьёзно к проекту, придумали концепцию, привлекли маркетологов, и поняли, что именно это будет востребовано нашими гостями. Само название получилось очень звучным, оно полностью характеризует всю концепцию, логотип в виде сердца, но при этом из мяса. После этого мы стали искать место, и приоритетными были районы в центре и на Взлётке. Всё получилось так, как мы задумали, что называется – стрельнуло.
– Для Вас важным было разместить заведение именно в проходных, оживлённых местах, а не в спальных районах?
– Место, где размещался самый первый «Телёнок» было очень спорным. В своё время там были «100 поваров», «Джем и Чили», каждый ресторан со своими взлётами и падениями, поэтому нас отговаривали открываться на этом месте, но мы рискнули и не прогадали. Другие рестораны сети: «Нет проблем бар», «Кино и немцы» так же имеют свою изюминку. Сразу же хочу сказать, что самый трудный проект – первый. Если первый проект оказывается успешным, то ты уже окрылён, тогда и второй, и третий открываются гораздо проще, ну а четвёртый «Телёнок» на Взлётке в «Плазе» получился уже по наитию.

– Как приходилось искать какие-то предметы интерьера, детали? Есть ли в этом сложность, или такими вопросами занимаются специалисты и там всё идет по накатанному? Что труднее: придумать идею или реализовать её в задуманном виде, воплотить в жизнь?
– Как хорошо сказал мой бизнес-партнер: мир не нуждается в хороших идеях, но он нуждается в хорошем исполнении. Поэтому придумать концепцию было не так сложно, как потом исполнить задуманное, но у нас очень хорошая команда, в которой каждый работает на совесть. Дизайнер работает так, что важным является всё и даже за какими-то мелочами, допустим для ресторана «Кино и немцы» приходилось летать за границу. Не могу сказать, что это было сложно, но энергетика проекта была такой, что он оказался легким в исполнении.
– Как вы думаете, почему у нас в городе не приживаются так называемые ресторанные франшизы? Например, пришла к нам в ресторанный бизнес «Шоколадница», очень недолго просуществовала и ушла. Хотя красноярские заведения, даже те, которые открываются что называется «с нуля», придумываются индивидуально – выстреливают?
– Хотя эта фраза сказана не мною, но повторюсь, что Красноярск по качеству ресторанного бизнеса является городом очень высокого уровня. У нас все концепции ресторанов придуманы, разработаны для наших гостей, именно жителей Красноярска, и посетители это чувствуют. Франшизы к нам приходят в основном из Новосибирска или, как в случае с «Шоколадницей», из Москвы, а москвичи нашего рынка недооценивают, он для них обезличен. Кроме «Шоколадницы», более или менее успешными являются «Traveler’s Coffee», и то из всей сети по нашему городу успешны только один-два, а остальные просто работают. Я считаю, что франшизы будут заходить на рынок, но большого успеха вряд ли добьются.
– Чувствуете ли вы сейчас обострение конкуренции на рынке?
– Конкуренты сейчас наоборот вымирают, так что обострения нет. Установилась политика выжидания: отмирают слабейшие, гости от них переходят к другим. Появляется некоторая конкуренция и борьба за переходящих гостей, но раньше конкуренция ощущалась существеннее.
– Какие новые правила работы сейчас нужны?
– В настоящий момент необходим постоянный анализ рынка, логистика: все привыкли работать с поставщиками по старой схеме – «привёз – заплатили», но сейчас нужно выходить на другие рынки, чтобы сохранить себестоимость продукции. Так же необходима постоянная работа с персоналом, для того чтобы сохранить качество обслуживания. Во многих ресторанах из-за убытков стали сокращать персонал, а гости сейчас как никогда смотрят на качество обслуживания, и если не так обслужили, могут перейти к конкурентам. Если сейчас работать мимо логистики, привозить более дешёвые, менее качественные продукты, то гостям это тоже не понравиться. В кризис работать нужно всегда больше и лучше, так как сейчас сразу видно кто сильнее, кто выживет.

– Мне кажется, что тут очень важен эффект новизны. Когда заведение новое, интересное, ещё не все в нём побывали хотя бы один раз, все обсуждают – это всегда вызывает интерес у публики, туда стремятся прийти. Каков жизненный цикл ресторана? В течение какого времени можно не обновлять интерьер, не вносить изменения в концепцию?
– Первоначально все думают, что всё дело в новизне, но мне посчастливилось в начале своей карьеры поработать с Анатолием Ващенко и его пример для меня важен, в его сети практически все рестораны работают, как и раньше. Востребованы все «Перцы», такие глыбы как «Свинья и бисер» и «Home» работают, не меняя концепцию или интерьер. Моё мнении таково: если ресторан изначально успешен, если концепция интересна гостям, то нужно просто удержаться на гребне волны успеха, сохранить свой неповторимый шик, где-то максимум нужен косметический ремонт один раз в 3-6 месяцев, и периодически добавлять новинки в меню.
– Понятно, что люди в ресторан приходят не только поесть, но, всё же, еда – один из основных мотивов. Как у Вас сейчас обстоят дела с поварами, удается ли выстроить кухню в соответствии с форматом и общим образом заведений?
– Поскольку я семь лет отработал в «Bellini Group» директором по персоналу, то я всегда на подобный вопрос отвечаю: другим – сложно, а мне – нет.
– Вы переманивали специалистов из других сетей?
– Никогда, принципиально не переманил ни одного специалиста из других ресторанов. Ко мне люди всегда приходят сами.
– А что касается младшего персонала – официантов. Ведь это именно те люди, которые непосредственно контактируют с гостями, и от их работы зависит очень многое.
– Это действительно так, и именно поэтому я до сих пор провожу собеседования лично. Сейчас у меня есть помощница, и при открытии новых заведений я передам эту функцию ей, но сейчас работу по набору персонала, его обучению, по контролю за их деятельностью и мотивации, я осуществляю сам.

– Какие три главных качества должны быть у официанта, чтобы взяли его к себе на работу?
– Энергетика, внешность и доброжелательность. Следующее так же обязательное качество – воспитанность, так как если люди не воспитаны – это всё портит.
– Ещё один любопытный факт. В Европе, в Южной Америке очень часто официанты – это взрослые мужчины, и к ним нет никаких требований в отношении внешности. Почему у нас официанты – это чаще всего очень молодые и красивые девушки? Из-за чего такая разница в требованиях? Это наша привычка?
– Открою секрет: практически все рестораторы об этом говорят как о разнице в культуре, в Европе – культура, а у нас такое возможно только в Москве и Санкт-Петербурге. В Красноярске я могу назвать только 3-4 заведения, где работают взрослые официанты. Если мы хотим, чтобы у нас работали взрослые серьёзные люди, мы должны платить им по-взрослому и обеспечить их взрослыми чаевыми. У нас официанты получают намного меньше, чем менеджеры. Чаевые, конечно, есть, но они не стабильные, поэтому у нас не может быть взрослых официантов.
– Это каким-то образом играет в минус нашим ресторанам?
– Для меня это играет в плюс. Я никогда не делаю ставку на обслуживающий персонал, который должен работать годами, у нас полгода-год самый хороший, оптимальный срок работы официанта. После этого начинается выгорание, когда человек уже устал и идёт работать только ради денег, ему уже не интересны гости, нет энергии тепла и теряется уровень обслуживания. Мы таких людей увольняем, хотя многие рестораторы терпят из-за опыта. Но клиенту нужен не опыт, а то, как к нему относятся.
– Если вернуться к формату коммерчески успешного заведения, то какие нюансы, детали и подходы должны быть в ресторане, чтобы помочь удержать аудиторию? Естественно качественная кухня, особый интерьер, но должно быть и что-то ещё.
– Если не будет «фишечности», то гости ресторан не оценят. Если нет особой разницы, где покушать за приблизительно одни и те же деньги, то выберут тот ресторан, который более «модный». Поэтому нужно всегда продумывать, что можно предложить гостю особенного, отличного от другого ресторана.

– Что предлагаете своим гостям Вы?
– В стейк-баре «Теленок табака» наша фишка заключается в том, что основными являются блюда из мяса, которые стоят у нас 300-400 рублей, что существенно ниже, чем в других местах. Сейчас уровень доходов населения падает, а цены на продукты растут. Мы взяли на себя часть расходов наших клиентов, оставив прежние, докризисные цены. «Кино и немцы» уникален потому, что немецкой кухни такого формата у нас ещё не было. Нас могут сравнить с другими заведениями, пивными, но такой атмосферы ни у кого нет. У нас пять уникальных сортов пива, это классический немецкий кнайпе: колбаски и пиво нам доставляют из Германии.
– У Вас прямые поставки и именно из Германии? Всё честно?
– Всё честно. У нас есть поставщики, которые привозят пиво и колбаски к нам через Москву прямыми поставками. Самый сложный проект в плане воплощения – «Нет проблем бар». Этот проект должен был собрать своё сообщество. Гости должны почувствовать классную атмосферу, доброжелательное обслуживание, уют. Этот проект развивается по нарастающей. В «Нет проблем баре» сформировался свой круг постоянных посетителей. Я встретил там группу из 10 молодых людей, которые приезжали в Красноярск на мастер-классы из Питера, который я считаю для России законодателем моды в плане кухни и обслуживания. В беседе один из гостей сообщил мне, что «Нет проблем» – бар питерского уровня. Здесь особая признательность нашему бренд-шефу Михаилу Михайлову, потому что благодаря его работе это – единственный в Красноярске ресторан с молекулярной кухней. Я думаю, что проект развивался тяжелее потому, что концепция «обрастала» и развивалась вместе с заведением, а не была придумана в законченном виде сразу, но у нас всё получилось.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Правила постановки целей

= Правила постановки целей Наталья Лебедева Источник:  Журнал "Кадровое дело" добавлено: 2005-01-20 просмотров: 47823 Вспомним старый анекдот: «В целях усиления борьбы с вредителями Министерство сельского хозяйства Китая объявило, что за каждую сданную саранчу будет выплачен 1 юань. Теперь все крестьяне разводят саранчу...» Чтобы в практике управления избегать ситуаций, в которых сотрудники могут неправильно трактовать поставленные перед ними задачи, необходимо научиться правильно их формулировать. Умение ставить четкие, практические цели и задачи своим сотрудникам – это одна из основных базовых компетенций эффективного руководителя. При приеме на работу и разработке процедур аттестации HR-менеджерам многих компаний приходится оценивать, насколько руководящие работники способны ставить правильные, четко сформулированные цели подчиненным. Кроме того, директорам кадровых служб как руководителям своих подразделений также необходимы навыки грамотного

Цветовая дифференциация штанов (целеполагание = кто ты будешь такой)

Стратификация социума в соответствии с цветом штанов Когда у общества нет цветовой дифференциации штанов, то нет цели! А когда нет цели - нет будущего! Википукия решила удалить важнейшую статью о целеполагании. Считаю, что это недопустимо, потому выкладываю репост! Цветовая дифференциация штанов

Построение бизнес-моделей [2013, PDF, RUS]. Александр Остервальдер, Ив Пинье

EDITORS CHOICE – ВЫБОР ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА Бизнес-модель – это то, что отличает вас от других, это ваша уникальность, выраженная через взаимосвязи между самыми критичными факторами вашего успеха. Бизнес-модель важнее миссии, стратегии и плана денежных потоков. Это основа вашего конкурентного преимущества. Сергей Турко, главный редактор издательства «Альпина Паблишер»