К основному контенту

Как я был стажёром или молодым везде у нас дорога

В #этой_стране так любят повторять: русские ленивые и тупые и никогда им не стать #белыми_людьми. Иногда даже начинаешь верить этому: если Маугли с детства окружают окружают животные, то сложно представить себя чем-то иным.. Концентрированным апофеозом, вобравшим в себя всю эту "народную мудрость" является фраза: если Вы такой умный, то что же Вы тогда такой бедный?..
Нижеприведенный текст является ответом на эти непростые вопросы )))
В переводе на русский: практически любой желающий может повысить продажи (и свой доход) буквально на ровном месте в 5 (и более) раз (не говоря уже о том, что затраты на содержание бэк-фронта могут быть снижены примерно эдак раз в... 100))), да только... "кто ж  ему даст" )))
-


-

пятница, 30 августа 2013 г.

Как я был стажёром или молодым везде у нас дорога

Типичная для советских организаций история:

1. Искал работу помощника системного администратора в 21 год. 

У меня на тот момент было лет 5 опыта работы, а программировать я научился в 11 лет, несколько свидетельств о сдаче "фирменных" экзаменов иностранных фирм, обладателей такого комплекта в Москве тогда было не больше 30-50 человек.

2. Наткнулся на объявление именно подходящее мне, искали "Помощника системного администратора в учебный центр" - в котором я случайно слушал единственный в своей жизни платный курс о чём-то, связанном с компьютерными технологиями.

На собеседовании выяснилось, что тот, кто читал мне курс и есть руководитель учебного отдела. И что помощника системного администратора они уже нашли, зато вместо $400 в месяц есть работа за $400 в неделю - читать курсы.

"Давай мы тебя возьмём на работу, нет ну ты попробуй" - говорит мне начальник отдела. Деньги для студента были огромные по тем временам, вот я и попробовал. Для сравнения - родители присылали мне на жизнь $300 в месяц, а зарплата в университете, где я работал 20 часов в неделю была $50 в месяц.

3. Теперь что означало вхождение в должность на самом деле:
  • мне выдали учебник для подготовки к курсу приблизительно за 3 или 4 недели до первого выступления
  • разрешили приходить в классы в любое время
  • показали где лежат другие книжки и диски с программами
  • можно было бесплатно жрать в столовой, когда повезёт - потому что не было официального пропуска и надо было уговаривать охрану или напрашиваться с другими сотрудниками
Вот собственно и всё.

Никаких пробных чтений курса не было вообще. Вместо этого я сам себе прочитал минут 10-15 из первой главы, так сказать, отрепетировал вступление вечером перед началом курса.

4. Курс я кое-как прочитал. Как ни странно, почти все оценки были "отлично". Руководство и коллеги радостно сделали вывод, что мне сам бог велел читать курсы.

Я сам мог объяснить это только тем, что:
  • был не дурак, и когда не знал, что сказать слушателям, быстро находил ответ из других знаний или по документации системы
  • привёл в курсе примеры из других систем, чем вызвал уважение специалистов и нашёл общие темы
  • развлёк слушателей несколькими шутками после очевидных провалов в подготовке
  • проявил внимание к тому как они доехали из своих регионов, спросил у них за обедом, что интересного на работе, как живётся в гостинице и тому подобное
  • в любом случае знал больше, чем любой из тех, кто приехал на курс
То есть как бы компенсировал провал в собственном авторитете.

Приблизительно через полгода я научился читать курсы нормально. Просто потому, что там нужен большой объём знаний, ответы на вопросы из любого места в учебнике, чего вообще ни один системный администратор не может сделать. Приходилось одновременно и другие экзамены сдавать, чтобы получить нагрузку, т.к. нужны были деньги на аренду квартиры - я тогда жил вместе с сестрой в однокомнатной за $400 в месяц.

4. Как я потом узнал, это называлось "программа стажёров" по поручению руководителя учебного центра. Я бы понял, но на первый курс приехали люди, за каждого из которых их работодатель заплатил по $1,000.

Потому что тогда мой руководитель должен был заняться моей подготовкой к работе:
  • потребовать от меня посещать учебный центр каждые 2 дня, а не листать учебник дома, чего я по студенческой привычке не делал и отложил на последний момент, уверенный в том, что знаю 80% материала оттуда
  • во время посещений присылать преподавателя на 15-20 минут, чтобы вместе разобрать какую-нибудь главу курса - и таким образом ненавязчиво проверить мои знания, поделиться "трюками", которые помогают убедить слушателей в том, что ты интересно ведёшь курс, не ограничиваясь стандартными фразами из учебника
  • таким же образом раз в неделю потребовать, чтобы перед инструктором я прочитал 15-20 минут из последней изученной главы
  • определить время для подготовки рабочих мест для проведения курса, например, должна быть закончена не позднее 17.00 субботы, значит надо начать в 10.00
  • обязать выполнить такую установку в помощь другим преподавателям не менее 2-х раз, а подготовку класса к первому курсу провести вместе или как минимум проверить не позднее 15.00 в субботу
Короче говоря, создать привычку организованно работать, а не просто приходить к 9.00, чтобы начать занятия по презентации.

Насколько я знаю, имитированные стажёрские программы были в СССР повсеместно, это и есть их дух - нанять и пусть делает, что хочет, лишь бы не мешал. Потом в отчёте написать "провёл работу по подготовке перспективных кадров". И так всё и осталось.

И не надо говорить, что 30% сотрудников ФСБ в коллективе помогли как организаторы и психологи по трудовым отношениям. Вся фирма развалилась, остался только учебный центр.

5. Интересные моменты в отношениях внутри фирмы:
  • директор учебного центра Марат умел неплохо планировать, и в общем создал всю систему инструкций и процессов, чтобы превратить один центр из 15 человек в крупную сетевую организацию - но порядочно ненавидел разговаривать с людьми, а некоторые вещи усложнял и не доделывал до конца - например, инструкцию по сбору в командировку он написал, а обеспечить её применение забыл
  • несмотря на умение Марата планировать, нанятые им сотрудники создавали атмосферу пренебрежения к нему же, типа "он у нас такой дурачок", за глаза насмехались постоянно и задавались вопросом "Интересно, кто это Марата к нам устроил? Мне кажется без блата не обошлось..."
  • лидерами в этом деле были как обычно: директор по продажам Лада, которая обладала бешеной энергией, но которую я несколько месяцев вообще не выносил за громкие вопли и привычку раздражающим образом здороваться воплем как робот без эмоций (с клиентами тоже); специалист по логистике Светлана - такая королева жанра "с благородной фамилией", которая "тихо правила миром" и пыталась изобразить плывущую походку с жирной жопой на кривых ногах, а также другие атрибуты власти на своей тупой роже - при этом не могла решить элементарные и очевидные вопросы печати учебников, ограничивающие бизнес; собственно руководитель отдела обучения Герман, который меня нанял - как мне показалось, он был недоволен манерой директора общаться свысока / стеснительно, а может быть находился находился под влиянием указанных двух специалистов по "влиянию внутри фирмы" - в итоге он отказался выполнить приказ и был уволен. Чем и освободил место для карьерных перспектив нейтральных и бесконфликтных физиономий, удобных директору по продажам и логисту. Забавно было то, что Герман как раз был специалист по общению, знал техническую сторону и мог бы продавать услуги на крупных договорах через переговоры с руководством заказчиков, получая гораздо больше денег на комиссиях.
И вот развитие истории:
  • Компьютерная фирма, владеющая учебным центром, развалилась из-за тупости владельца и двух основных директоров, а учебный центр остался единственным подразделением, развивающимся и стабильно приносящим миллионы долларов дохода на сложных услугах. Впрочем, тупость Тагира была очевидна и ранее. Из того, что он не разобрался в отношениях внутри учебного центра, не научил Марата общаться, и не нашёл для него должность в основной фирме.
  • После чего в ответ на просьбу директора учебного центра заплатить как договаривались он был послан нах.. - кстати 90% устных контрактов сроссиянами, предусматривающие выплату "больше, чем можно мечтать в случае реального успеха" этим и заканчиваются - у вас крадут деньги "партнёры" и руководство, потому что "столько не положено". Кто не верит, спросите у иностранных участников "инвестиций в развивающуюся Россию".
  • После чего место директора учебного центра занял региональный бездарь, не умеющий ни общаться, ни планировать, но работавший по всем инструкциям предыдущего. А директор по продажам стала основным-ключевым сотрудником, "уважаемым ветераном фирмы".
Примечательных моментов два:

А. Уволенный директор стал жертвой того, что он не учёл опыт успешных сотрудников этого же учебного центра.

А именно учебный центр в какой-то момент внезапно заработал огромные деньги, потому что менеджер по продажам, работавшая за комиссию, привлекла много клиентов. Например, вместо размещения рекламы купила базу руководителей компьютерных отделов по всей стране и всех обзвонила, невзирая на оскорбления секретарей на 9 звонках из 10. 

После чего "продавец" вместо $1,000 получила $5,000 за месяц. Это вызвало энтузиазм. Потом это повторилось и вызвало зависть. Когда она получила свои $5,000 в третий раз, руководитель сказал: "Ну нет уж, нахрен, вам столько не положено, мы сами так умеем". Предложил снизить комиссию, а после отказа уволил за "нелояльность".

Б. Психология беспредела уродов внутри фирмы в открытую объяснялась бывшим сотрудником советского НИИ, физиком по фамилии Самарский, но на это никто не обратил внимания. Потому что всегда ведь "у них" и "а что мы?"

Звучало так: 

Проблема сотрудников в нашей стране в том, что каждый вахтёр считает себя выдающимся человеком. Это навязанное коммунистами представление "каждый советский человек велик и должен стремиться к вершинам". Поэтому такие "великие" вечно считают себя умнее других, дают советы как будто они президенты, а заставить их нормально работать невозможно. Вместо нормальных дворников у нас полусумасшедшие "президенты", которые отказываются мести улицы, "не их царское дело".

Никто из "офисных" сотрудников не заметил элементарной интерпретации этой совковой идеи: "чтобы стать великим никогда ни перед чем не останавливайся - лезь по головам, наябывай, убивай и лги" - что там и происходило. Ну кроме убийств в открытую конечно.

Он конечно не подразумевал лично коллег, просто жизнь в бывшем СССР вся такая.

Остальным преподавателям (в основном тоже физики), я думаю, что и так было понятно. Но они же "не встревают". Потому что проще уехать в США. Вот и уехали.
-

-

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Цветовая дифференциация штанов (целеполагание = кто ты будешь такой)

Стратификация социума в соответствии с цветом штанов Когда у общества нет цветовой дифференциации штанов, то нет цели! А когда нет цели - нет будущего! Википукия решила удалить важнейшую статью о целеполагании. Считаю, что это недопустимо, потому выкладываю репост! Цветовая дифференциация штанов

Правила постановки целей

= Правила постановки целей Наталья Лебедева Источник:  Журнал "Кадровое дело" добавлено: 2005-01-20 просмотров: 47823 Вспомним старый анекдот: «В целях усиления борьбы с вредителями Министерство сельского хозяйства Китая объявило, что за каждую сданную саранчу будет выплачен 1 юань. Теперь все крестьяне разводят саранчу...» Чтобы в практике управления избегать ситуаций, в которых сотрудники могут неправильно трактовать поставленные перед ними задачи, необходимо научиться правильно их формулировать. Умение ставить четкие, практические цели и задачи своим сотрудникам – это одна из основных базовых компетенций эффективного руководителя. При приеме на работу и разработке процедур аттестации HR-менеджерам многих компаний приходится оценивать, насколько руководящие работники способны ставить правильные, четко сформулированные цели подчиненным. Кроме того, директорам кадровых служб как руководителям своих подразделений также необходимы навыки грамотного

Построение бизнес-моделей [2013, PDF, RUS]. Александр Остервальдер, Ив Пинье

EDITORS CHOICE – ВЫБОР ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА Бизнес-модель – это то, что отличает вас от других, это ваша уникальность, выраженная через взаимосвязи между самыми критичными факторами вашего успеха. Бизнес-модель важнее миссии, стратегии и плана денежных потоков. Это основа вашего конкурентного преимущества. Сергей Турко, главный редактор издательства «Альпина Паблишер»