К основному контенту

Как я был стажёром или молодым везде у нас дорога

В #этой_стране так любят повторять: русские ленивые и тупые и никогда им не стать #белыми_людьми. Иногда даже начинаешь верить этому: если Маугли с детства окружают окружают животные, то сложно представить себя чем-то иным.. Концентрированным апофеозом, вобравшим в себя всю эту "народную мудрость" является фраза: если Вы такой умный, то что же Вы тогда такой бедный?..
Нижеприведенный текст является ответом на эти непростые вопросы )))
В переводе на русский: практически любой желающий может повысить продажи (и свой доход) буквально на ровном месте в 5 (и более) раз (не говоря уже о том, что затраты на содержание бэк-фронта могут быть снижены примерно эдак раз в... 100))), да только... "кто ж  ему даст" )))
-


-

пятница, 30 августа 2013 г.

Как я был стажёром или молодым везде у нас дорога

Типичная для советских организаций история:

1. Искал работу помощника системного администратора в 21 год. 

У меня на тот момент было лет 5 опыта работы, а программировать я научился в 11 лет, несколько свидетельств о сдаче "фирменных" экзаменов иностранных фирм, обладателей такого комплекта в Москве тогда было не больше 30-50 человек.

2. Наткнулся на объявление именно подходящее мне, искали "Помощника системного администратора в учебный центр" - в котором я случайно слушал единственный в своей жизни платный курс о чём-то, связанном с компьютерными технологиями.

На собеседовании выяснилось, что тот, кто читал мне курс и есть руководитель учебного отдела. И что помощника системного администратора они уже нашли, зато вместо $400 в месяц есть работа за $400 в неделю - читать курсы.

"Давай мы тебя возьмём на работу, нет ну ты попробуй" - говорит мне начальник отдела. Деньги для студента были огромные по тем временам, вот я и попробовал. Для сравнения - родители присылали мне на жизнь $300 в месяц, а зарплата в университете, где я работал 20 часов в неделю была $50 в месяц.

3. Теперь что означало вхождение в должность на самом деле:
  • мне выдали учебник для подготовки к курсу приблизительно за 3 или 4 недели до первого выступления
  • разрешили приходить в классы в любое время
  • показали где лежат другие книжки и диски с программами
  • можно было бесплатно жрать в столовой, когда повезёт - потому что не было официального пропуска и надо было уговаривать охрану или напрашиваться с другими сотрудниками
Вот собственно и всё.

Никаких пробных чтений курса не было вообще. Вместо этого я сам себе прочитал минут 10-15 из первой главы, так сказать, отрепетировал вступление вечером перед началом курса.

4. Курс я кое-как прочитал. Как ни странно, почти все оценки были "отлично". Руководство и коллеги радостно сделали вывод, что мне сам бог велел читать курсы.

Я сам мог объяснить это только тем, что:
  • был не дурак, и когда не знал, что сказать слушателям, быстро находил ответ из других знаний или по документации системы
  • привёл в курсе примеры из других систем, чем вызвал уважение специалистов и нашёл общие темы
  • развлёк слушателей несколькими шутками после очевидных провалов в подготовке
  • проявил внимание к тому как они доехали из своих регионов, спросил у них за обедом, что интересного на работе, как живётся в гостинице и тому подобное
  • в любом случае знал больше, чем любой из тех, кто приехал на курс
То есть как бы компенсировал провал в собственном авторитете.

Приблизительно через полгода я научился читать курсы нормально. Просто потому, что там нужен большой объём знаний, ответы на вопросы из любого места в учебнике, чего вообще ни один системный администратор не может сделать. Приходилось одновременно и другие экзамены сдавать, чтобы получить нагрузку, т.к. нужны были деньги на аренду квартиры - я тогда жил вместе с сестрой в однокомнатной за $400 в месяц.

4. Как я потом узнал, это называлось "программа стажёров" по поручению руководителя учебного центра. Я бы понял, но на первый курс приехали люди, за каждого из которых их работодатель заплатил по $1,000.

Потому что тогда мой руководитель должен был заняться моей подготовкой к работе:
  • потребовать от меня посещать учебный центр каждые 2 дня, а не листать учебник дома, чего я по студенческой привычке не делал и отложил на последний момент, уверенный в том, что знаю 80% материала оттуда
  • во время посещений присылать преподавателя на 15-20 минут, чтобы вместе разобрать какую-нибудь главу курса - и таким образом ненавязчиво проверить мои знания, поделиться "трюками", которые помогают убедить слушателей в том, что ты интересно ведёшь курс, не ограничиваясь стандартными фразами из учебника
  • таким же образом раз в неделю потребовать, чтобы перед инструктором я прочитал 15-20 минут из последней изученной главы
  • определить время для подготовки рабочих мест для проведения курса, например, должна быть закончена не позднее 17.00 субботы, значит надо начать в 10.00
  • обязать выполнить такую установку в помощь другим преподавателям не менее 2-х раз, а подготовку класса к первому курсу провести вместе или как минимум проверить не позднее 15.00 в субботу
Короче говоря, создать привычку организованно работать, а не просто приходить к 9.00, чтобы начать занятия по презентации.

Насколько я знаю, имитированные стажёрские программы были в СССР повсеместно, это и есть их дух - нанять и пусть делает, что хочет, лишь бы не мешал. Потом в отчёте написать "провёл работу по подготовке перспективных кадров". И так всё и осталось.

И не надо говорить, что 30% сотрудников ФСБ в коллективе помогли как организаторы и психологи по трудовым отношениям. Вся фирма развалилась, остался только учебный центр.

5. Интересные моменты в отношениях внутри фирмы:
  • директор учебного центра Марат умел неплохо планировать, и в общем создал всю систему инструкций и процессов, чтобы превратить один центр из 15 человек в крупную сетевую организацию - но порядочно ненавидел разговаривать с людьми, а некоторые вещи усложнял и не доделывал до конца - например, инструкцию по сбору в командировку он написал, а обеспечить её применение забыл
  • несмотря на умение Марата планировать, нанятые им сотрудники создавали атмосферу пренебрежения к нему же, типа "он у нас такой дурачок", за глаза насмехались постоянно и задавались вопросом "Интересно, кто это Марата к нам устроил? Мне кажется без блата не обошлось..."
  • лидерами в этом деле были как обычно: директор по продажам Лада, которая обладала бешеной энергией, но которую я несколько месяцев вообще не выносил за громкие вопли и привычку раздражающим образом здороваться воплем как робот без эмоций (с клиентами тоже); специалист по логистике Светлана - такая королева жанра "с благородной фамилией", которая "тихо правила миром" и пыталась изобразить плывущую походку с жирной жопой на кривых ногах, а также другие атрибуты власти на своей тупой роже - при этом не могла решить элементарные и очевидные вопросы печати учебников, ограничивающие бизнес; собственно руководитель отдела обучения Герман, который меня нанял - как мне показалось, он был недоволен манерой директора общаться свысока / стеснительно, а может быть находился находился под влиянием указанных двух специалистов по "влиянию внутри фирмы" - в итоге он отказался выполнить приказ и был уволен. Чем и освободил место для карьерных перспектив нейтральных и бесконфликтных физиономий, удобных директору по продажам и логисту. Забавно было то, что Герман как раз был специалист по общению, знал техническую сторону и мог бы продавать услуги на крупных договорах через переговоры с руководством заказчиков, получая гораздо больше денег на комиссиях.
И вот развитие истории:
  • Компьютерная фирма, владеющая учебным центром, развалилась из-за тупости владельца и двух основных директоров, а учебный центр остался единственным подразделением, развивающимся и стабильно приносящим миллионы долларов дохода на сложных услугах. Впрочем, тупость Тагира была очевидна и ранее. Из того, что он не разобрался в отношениях внутри учебного центра, не научил Марата общаться, и не нашёл для него должность в основной фирме.
  • После чего в ответ на просьбу директора учебного центра заплатить как договаривались он был послан нах.. - кстати 90% устных контрактов сроссиянами, предусматривающие выплату "больше, чем можно мечтать в случае реального успеха" этим и заканчиваются - у вас крадут деньги "партнёры" и руководство, потому что "столько не положено". Кто не верит, спросите у иностранных участников "инвестиций в развивающуюся Россию".
  • После чего место директора учебного центра занял региональный бездарь, не умеющий ни общаться, ни планировать, но работавший по всем инструкциям предыдущего. А директор по продажам стала основным-ключевым сотрудником, "уважаемым ветераном фирмы".
Примечательных моментов два:

А. Уволенный директор стал жертвой того, что он не учёл опыт успешных сотрудников этого же учебного центра.

А именно учебный центр в какой-то момент внезапно заработал огромные деньги, потому что менеджер по продажам, работавшая за комиссию, привлекла много клиентов. Например, вместо размещения рекламы купила базу руководителей компьютерных отделов по всей стране и всех обзвонила, невзирая на оскорбления секретарей на 9 звонках из 10. 

После чего "продавец" вместо $1,000 получила $5,000 за месяц. Это вызвало энтузиазм. Потом это повторилось и вызвало зависть. Когда она получила свои $5,000 в третий раз, руководитель сказал: "Ну нет уж, нахрен, вам столько не положено, мы сами так умеем". Предложил снизить комиссию, а после отказа уволил за "нелояльность".

Б. Психология беспредела уродов внутри фирмы в открытую объяснялась бывшим сотрудником советского НИИ, физиком по фамилии Самарский, но на это никто не обратил внимания. Потому что всегда ведь "у них" и "а что мы?"

Звучало так: 

Проблема сотрудников в нашей стране в том, что каждый вахтёр считает себя выдающимся человеком. Это навязанное коммунистами представление "каждый советский человек велик и должен стремиться к вершинам". Поэтому такие "великие" вечно считают себя умнее других, дают советы как будто они президенты, а заставить их нормально работать невозможно. Вместо нормальных дворников у нас полусумасшедшие "президенты", которые отказываются мести улицы, "не их царское дело".

Никто из "офисных" сотрудников не заметил элементарной интерпретации этой совковой идеи: "чтобы стать великим никогда ни перед чем не останавливайся - лезь по головам, наябывай, убивай и лги" - что там и происходило. Ну кроме убийств в открытую конечно.

Он конечно не подразумевал лично коллег, просто жизнь в бывшем СССР вся такая.

Остальным преподавателям (в основном тоже физики), я думаю, что и так было понятно. Но они же "не встревают". Потому что проще уехать в США. Вот и уехали.
-

-

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Правила постановки целей

= Правила постановки целей Наталья Лебедева Источник:  Журнал "Кадровое дело" добавлено: 2005-01-20 просмотров: 47823 Вспомним старый анекдот: «В целях усиления борьбы с вредителями Министерство сельского хозяйства Китая объявило, что за каждую сданную саранчу будет выплачен 1 юань. Теперь все крестьяне разводят саранчу...» Чтобы в практике управления избегать ситуаций, в которых сотрудники могут неправильно трактовать поставленные перед ними задачи, необходимо научиться правильно их формулировать. Умение ставить четкие, практические цели и задачи своим сотрудникам – это одна из основных базовых компетенций эффективного руководителя. При приеме на работу и разработке процедур аттестации HR-менеджерам многих компаний приходится оценивать, насколько руководящие работники способны ставить правильные, четко сформулированные цели подчиненным. Кроме того, директорам кадровых служб как руководителям своих подразделений также необходимы навыки грамотного

Цветовая дифференциация штанов (целеполагание = кто ты будешь такой)

Стратификация социума в соответствии с цветом штанов Когда у общества нет цветовой дифференциации штанов, то нет цели! А когда нет цели - нет будущего! Википукия решила удалить важнейшую статью о целеполагании. Считаю, что это недопустимо, потому выкладываю репост! Цветовая дифференциация штанов

Построение бизнес-моделей [2013, PDF, RUS]. Александр Остервальдер, Ив Пинье

EDITORS CHOICE – ВЫБОР ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА Бизнес-модель – это то, что отличает вас от других, это ваша уникальность, выраженная через взаимосвязи между самыми критичными факторами вашего успеха. Бизнес-модель важнее миссии, стратегии и плана денежных потоков. Это основа вашего конкурентного преимущества. Сергей Турко, главный редактор издательства «Альпина Паблишер»