http://eqplus.ru/blog/56-manipulyatsiya-emotsiyami-i-razumom/110-effekt-pigmaliona-v-biznese.html
-
Предлагаю вспомнить одно психологическое исследование, которое было проведено в далеком 1965 году. Американский психолог Роберт Розенталь провел эксперимент, результаты которого до настоящего времени обсуждаются научным сообществом и транслируются на другие стороны социальной жизни.
В нескольких школах, провели беседу с учителями, которым сказали, что разработан некий тест, который определяет учеников с большим интеллектуальным потенциалом. Такие ученики стоят на пороге интеллектуального скачка - это, так называемые, «бутоны». В популяции примерно 20% «детей-бутонов». В этих школах экспериментаторы совершенно случайно отобрали 20% учеников, которых и представили как «дети-бутоны».
Через один год проанализировали успеваемость детей попавших в случайную выборку, оказалось, что уровень интеллектуального развития этих детей стал значительно выше, чем у их сверстников.
Успех учеников был связан с ожиданиями учителей, которые стимулировали их учиться и достигать результатов. Учителя автоматически уделяли больше внимания «детям-бутонам», а так же бессознательно стали приписывать им положительные свойства личности. Этот эффект был назван эффектом Пигмалиона или эффектом Розенталя.
Давайте рассмотрим как отражается эффект Пигмалиона в бизнесе. 31 декабря 2006 года компания Google представила финансовый отчет за 4 квартал 2005 года, который показал рекордную чистую прибыль – 82% (выручка: плюс 97%).
Как вы думаете, что произошло вслед за этим событием?
В ответ на эти показатели акции компании Google на бирже мгновенно обрушились на 16%. Торги прекратили, когда биржа снова заработала, то акции вновь упали еще на 15%. Согласитесь, очень интересное поведение людей, именно оно отражает эффекта Пигмалиона во всей красе. Все дело в том, что аналитики с Уолл-стрит ожидали более высоких финансовых результатов и когда ожидания не совпали с реальностью, началась паника.
Еще один пример из бизнеса. Компания Juniper Networks в январе 2006 года потеряла 2,5 миллиарда долларов, так как цена акций снизилась на 21%. Такому снижению предшествовало объявление финансовых показателей, цена на акцию отличалась от прогнозов аналитиков менее чем на десятую долю процента (!).
В настоящее время многие компании готовят собственные аналитические прогнозы, чтобы избежать участи соответствовать аналитическим прогнозам, сделанных сторонними организациями. Опубликовав свой прогноз доходности компании (англ. earnings guidance) ТОП-менеджмент вынуждает себя совершить «точную посадку», чтобы не увидеть в действии эффект Пигмалиона.
Остановитесь на секунду и подумайте над своим ожиданиями, чего вы ждете от жизни, работы или любимого человека вы? В медицине известен «эффект плацебо», когда пациент выздоравливает, принимая пустышку (таблетку без лекарственного вещества, состоящую из крахмала). Ожидания выздоровления меняют биохимические реакции в мозге, что сказывается и на физическом теле.
Пример из практики:
Всегда, когда приходится давать сложное задание, то непременно говорю группе, что все, абсолютно все, кто проходил его раньше, справились. Стоит только приложить чуть больше терпения и сил. А так же, что я верю, что у них все получится.
Таким образом, используйте эффект Пигмалиона сознательно, осознайте свои ожидания и повысьте их для себя и для людей, которые вам близки и дороги. Ожидания – это реальная сила, которая может помочь вам, а может разрушить ваши планы, и ее лучше использовать, а не ждать, когда она сама вырвется наружу. Единственное, чего стоит избегать – это ожиданий, которые связаны со всем тем, на что вы не можете повлиять, например, на рынок акций.
-
Комментарии
Отправить комментарий