К основному контенту

Консультанты, тренеры, коучи и другие милые люди

-

Мой опыт показывает, что зачастую в умах людей происходит путаница, когда речь заходит о новомодных словах таких как: коучинг, менторинг, тренинг и прочие. Даже родное и привычное слово консультант у нас используют, как ни попадя, зачастую даже не задумываясь о его значении.


Обучение и передача знаний в такой области как гибкое управление проектами (Agile) и в частности использование методологии Scrum, так или иначе, требует привлечения специалистов «извне». Команды или каждый человек в отдельности обычно выступают как клиенты, а все эти люди, как бы они себя не называли, пытаются помочь. Давайте разберемся,как их правильно готовить чего от них ожидать.

  1. Консультант (Consultant) предлагает идеи и дает рекомендации, а уже использует ли Клиент их или нет, это дело самого клиента. Источником рекомендаций могут быть обширные знания в предметной области, личный опыт, наблюдения за другими клиентами и передача их опыта.
  2. Тренер (Trainer) объясняет суть разных методов, подходов, практик. Подразумевается, что тренер знает больше о предмете, чем клиент. Чаще всего для лучшего усвоения материала клиент получает упражнения, которые помогают вырабатывать основные навыки. Хорошие тренинги должны быть более формальными, чем просто общение – они чаще всего имеют четко определенные цели обучения. И тренинги обычно достаточно компактны по времени: от нескольких часов, до нескольких дней.

    Тем не менее, успех внедрения полученных знаний и навыков по-прежнему зависит от того, как клиент будет их использовать в своей практике.
  3. Наставник (Ментор, Mentor) — один на один помогает клиенту освоить новые техники или подходы. Не важно, где клиент почерпнул знания, в книге или на тренинге, важно, что наставник уже имеет собственный опыт применения этих теорий на практике, которыми собственно и делиться.

    Скорее всего, вы уже практиковали наставничество, когда более опытные члены вашей команды передавали знания и навыки новичкам в команде. :-)
  4. Посредник (facilitator) помогает клиенту на пути к выработке решений или, например, самоорганизации в команде. Его роль — лишь направлять процесс в продуктивное русло и ничего не добавлять от себя. Хотя и в этом деле нужны определенные навыки и опыт.
  5. Евангелист (Evangelist) тоже очень полезная роль, особенно в больших компаниях, которые не очень хотят меняться. :-) Чаще всего такие люди хорошо «зажигают» людей своими идеями. Являясь экспертами в своей области, они рассказывают о своем опыте и  знаниях. Так же, как тренер, они могут коротко и ясно рассказывать (например, о Scrum методологии или Бережливых подходах) и делают это, как правило, либо выступая на конференциях с докладами, либо публикуя информацию в своем блоге. Например, я и мои коллеги изУкраинского Agile сообщества исполняем роли евангелистов, когда выступаем на встречах сообщества. ;-)
  6. Коуч (Coach) помогает клиенту достигнуть его целей (краткосрочных или долгосрочных). В отличие от наставника и консультанта помощь может не относиться на прямую к предметной области, т.е. коуч не должен быть более опытным специалистом. Скорее коуч берется провести клиента через путь осознания препятствий на пути к цели и нахождения новых решений старых проблем. Еще раз подчеркну, что важно наличие у клиента целей, и как только они достигнуты, то взаимоотношения с коучем могут быть пересмотрены.
Если говорить о внедрении Agile подходов в команде или компании, то тут можно говорить о понятии Agile Coach (Аджайл Коуч), который, кроме самого коучинга должен уметь исполнять все перечисленные роли в разной мере, в зависимости от ситуации.

Часто пишут, что Скрам Мастер (ScrumMaster) и должен исполнять роль Коуча, хотя на мой взгляд, это не всегда возможно, так как будучи частью команды, он является и частью проблем, возникающих в команде. Особенно если СкрамМастер берет на себя работы в спринте (технические, анализ требований, что угодно), то чаще всего у него уже просто нет времени поднять голову и задуматься о том, какая из его «шляп» будет более эффективна для развития команды на данном этапе.

Было бы интересно, услышать ваше мнение по этому поводу. Пишите!

-
http://tim.com.ua/2009/11/consultants-trainers-coaches/

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Цветовая дифференциация штанов (целеполагание = кто ты будешь такой)

Стратификация социума в соответствии с цветом штанов Когда у общества нет цветовой дифференциации штанов, то нет цели! А когда нет цели - нет будущего! Википукия решила удалить важнейшую статью о целеполагании. Считаю, что это недопустимо, потому выкладываю репост! Цветовая дифференциация штанов

Правила постановки целей

= Правила постановки целей Наталья Лебедева Источник:  Журнал "Кадровое дело" добавлено: 2005-01-20 просмотров: 47823 Вспомним старый анекдот: «В целях усиления борьбы с вредителями Министерство сельского хозяйства Китая объявило, что за каждую сданную саранчу будет выплачен 1 юань. Теперь все крестьяне разводят саранчу...» Чтобы в практике управления избегать ситуаций, в которых сотрудники могут неправильно трактовать поставленные перед ними задачи, необходимо научиться правильно их формулировать. Умение ставить четкие, практические цели и задачи своим сотрудникам – это одна из основных базовых компетенций эффективного руководителя. При приеме на работу и разработке процедур аттестации HR-менеджерам многих компаний приходится оценивать, насколько руководящие работники способны ставить правильные, четко сформулированные цели подчиненным. Кроме того, директорам кадровых служб как руководителям своих подразделений также необходимы навыки грамотного

Построение бизнес-моделей [2013, PDF, RUS]. Александр Остервальдер, Ив Пинье

EDITORS CHOICE – ВЫБОР ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА Бизнес-модель – это то, что отличает вас от других, это ваша уникальность, выраженная через взаимосвязи между самыми критичными факторами вашего успеха. Бизнес-модель важнее миссии, стратегии и плана денежных потоков. Это основа вашего конкурентного преимущества. Сергей Турко, главный редактор издательства «Альпина Паблишер»