К основному контенту

Консультанты, тренеры, коучи и другие милые люди

-

Мой опыт показывает, что зачастую в умах людей происходит путаница, когда речь заходит о новомодных словах таких как: коучинг, менторинг, тренинг и прочие. Даже родное и привычное слово консультант у нас используют, как ни попадя, зачастую даже не задумываясь о его значении.


Обучение и передача знаний в такой области как гибкое управление проектами (Agile) и в частности использование методологии Scrum, так или иначе, требует привлечения специалистов «извне». Команды или каждый человек в отдельности обычно выступают как клиенты, а все эти люди, как бы они себя не называли, пытаются помочь. Давайте разберемся,как их правильно готовить чего от них ожидать.

  1. Консультант (Consultant) предлагает идеи и дает рекомендации, а уже использует ли Клиент их или нет, это дело самого клиента. Источником рекомендаций могут быть обширные знания в предметной области, личный опыт, наблюдения за другими клиентами и передача их опыта.
  2. Тренер (Trainer) объясняет суть разных методов, подходов, практик. Подразумевается, что тренер знает больше о предмете, чем клиент. Чаще всего для лучшего усвоения материала клиент получает упражнения, которые помогают вырабатывать основные навыки. Хорошие тренинги должны быть более формальными, чем просто общение – они чаще всего имеют четко определенные цели обучения. И тренинги обычно достаточно компактны по времени: от нескольких часов, до нескольких дней.

    Тем не менее, успех внедрения полученных знаний и навыков по-прежнему зависит от того, как клиент будет их использовать в своей практике.
  3. Наставник (Ментор, Mentor) — один на один помогает клиенту освоить новые техники или подходы. Не важно, где клиент почерпнул знания, в книге или на тренинге, важно, что наставник уже имеет собственный опыт применения этих теорий на практике, которыми собственно и делиться.

    Скорее всего, вы уже практиковали наставничество, когда более опытные члены вашей команды передавали знания и навыки новичкам в команде. :-)
  4. Посредник (facilitator) помогает клиенту на пути к выработке решений или, например, самоорганизации в команде. Его роль — лишь направлять процесс в продуктивное русло и ничего не добавлять от себя. Хотя и в этом деле нужны определенные навыки и опыт.
  5. Евангелист (Evangelist) тоже очень полезная роль, особенно в больших компаниях, которые не очень хотят меняться. :-) Чаще всего такие люди хорошо «зажигают» людей своими идеями. Являясь экспертами в своей области, они рассказывают о своем опыте и  знаниях. Так же, как тренер, они могут коротко и ясно рассказывать (например, о Scrum методологии или Бережливых подходах) и делают это, как правило, либо выступая на конференциях с докладами, либо публикуя информацию в своем блоге. Например, я и мои коллеги изУкраинского Agile сообщества исполняем роли евангелистов, когда выступаем на встречах сообщества. ;-)
  6. Коуч (Coach) помогает клиенту достигнуть его целей (краткосрочных или долгосрочных). В отличие от наставника и консультанта помощь может не относиться на прямую к предметной области, т.е. коуч не должен быть более опытным специалистом. Скорее коуч берется провести клиента через путь осознания препятствий на пути к цели и нахождения новых решений старых проблем. Еще раз подчеркну, что важно наличие у клиента целей, и как только они достигнуты, то взаимоотношения с коучем могут быть пересмотрены.
Если говорить о внедрении Agile подходов в команде или компании, то тут можно говорить о понятии Agile Coach (Аджайл Коуч), который, кроме самого коучинга должен уметь исполнять все перечисленные роли в разной мере, в зависимости от ситуации.

Часто пишут, что Скрам Мастер (ScrumMaster) и должен исполнять роль Коуча, хотя на мой взгляд, это не всегда возможно, так как будучи частью команды, он является и частью проблем, возникающих в команде. Особенно если СкрамМастер берет на себя работы в спринте (технические, анализ требований, что угодно), то чаще всего у него уже просто нет времени поднять голову и задуматься о том, какая из его «шляп» будет более эффективна для развития команды на данном этапе.

Было бы интересно, услышать ваше мнение по этому поводу. Пишите!

-
http://tim.com.ua/2009/11/consultants-trainers-coaches/

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Правила постановки целей

= Правила постановки целей Наталья Лебедева Источник:  Журнал "Кадровое дело" добавлено: 2005-01-20 просмотров: 47823 Вспомним старый анекдот: «В целях усиления борьбы с вредителями Министерство сельского хозяйства Китая объявило, что за каждую сданную саранчу будет выплачен 1 юань. Теперь все крестьяне разводят саранчу...» Чтобы в практике управления избегать ситуаций, в которых сотрудники могут неправильно трактовать поставленные перед ними задачи, необходимо научиться правильно их формулировать. Умение ставить четкие, практические цели и задачи своим сотрудникам – это одна из основных базовых компетенций эффективного руководителя. При приеме на работу и разработке процедур аттестации HR-менеджерам многих компаний приходится оценивать, насколько руководящие работники способны ставить правильные, четко сформулированные цели подчиненным. Кроме того, директорам кадровых служб как руководителям своих подразделений также необходимы навыки грамотного

Цветовая дифференциация штанов (целеполагание = кто ты будешь такой)

Стратификация социума в соответствии с цветом штанов Когда у общества нет цветовой дифференциации штанов, то нет цели! А когда нет цели - нет будущего! Википукия решила удалить важнейшую статью о целеполагании. Считаю, что это недопустимо, потому выкладываю репост! Цветовая дифференциация штанов

Построение бизнес-моделей [2013, PDF, RUS]. Александр Остервальдер, Ив Пинье

EDITORS CHOICE – ВЫБОР ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА Бизнес-модель – это то, что отличает вас от других, это ваша уникальность, выраженная через взаимосвязи между самыми критичными факторами вашего успеха. Бизнес-модель важнее миссии, стратегии и плана денежных потоков. Это основа вашего конкурентного преимущества. Сергей Турко, главный редактор издательства «Альпина Паблишер»