=
http://www.creativeconomy.ru/articles/3620/
Аннотация:
Рассмотрено взаимодействие участников инновационной системы в рамках модели «тройной» спирали. Определена роль государства в различных условиях становления экономики, основанной на знаниях. Обоснована исключительная роль университетов в создании инновационной системы. Предпринята попытка вывести российскую концепцию формирования инновационной экономики с учетом сложившихся двухсторонних связей государство – наука. Дальнейшее развитие данного взаимодействия рассмотрено до более сложного трехстороннего формата: государство – бизнес – наука.
Ключевые слова: инновации, инновационная экономика, инновационный путь развития,наука и бизнес, национальная инновационная система, экономика знаний
Cоздание единой инновационной системы является наиважнейшей задачей для современного государства. Несомненно, Россия участвует в глобальном инновационном процессе, но фактически в экономике страны по-прежнему сильна сырьевая составляющая. Такими образом, инновационное развитие становится национальным приоритетом.
Первоочередной задачей видится определение роли государства и других участников инновационного процесса в современной экономике. Существует достаточно много определений, описывающих новое понятие «инновационная система». Наиболее полным из них является следующее: «Инновационная система – это совокупность институтов, относящихся к частному и государственному секторам, которые индивидуально и во взаимодействии друг с другом обуславливают развитие и распространении новых технологий в пределах конкретного государства».
Инновационная система. Цели и задачи
Создание той или иной новой системы часто начинается с попытки переноса теоретической модели на действительность. Вспомним суть кейнсианства: «Государство должно стимулировать совокупный спрос даже путем роста бюджетного дефицита, долгов и выпуска необеспеченных денег». По данной схеме западные страны с рыночной экономикой строили модели в течение 25 лет. Глобализация экономики и развертывание нового этапа в научно-технической революции настоятельно требовали новых идей относительно экономической роли государства, а главное, инструментов вмешательства в рыночный механизм. Переоценка ценностей ознаменовалась началом всесторонней критики кейнсианства, поставившая под сомнения основы этой теории. Модель взаимодействия в рыночной экономике, где государство взаимодействовало с бизнесом и наукой по отдельности при отсутствии устойчивой связи между всеми участниками, устарела. Усложнение инновационных процессов в обществе привело к тому, что двусторонние отношения не отвечают современному развитию экономических систем и теряют свою эффективность.
Новая модель инновационной системы
Формируется новая модель инновационной системы, отличная от той, где главным двигателем является предприятие, и от модели «треугольника» Г. Сабато, которая исходила из признания ведущей роли государства в инновационном развитии. В течение долгого времени определение «закрытая инновация» занимало центральное место в построении модели инновационной системы. Данная парадигма основана на предположении о том, что всякая успешная инновация требует последующего над ней контроля. То есть предприятие разрабатывало определенную технологию, в дальнейшем модернизировало ее, и, двигаясь дальше по продуктовому циклу, фирма производила товар, выводила продукцию на рынок, реализовывала и проводила послепродажное обслуживание. Но в конце XX столетия фундамент «закрытых инноваций» пошатнулся, и одной из причин этого стал рост количества, а главное, мобильности работников экономики, основанной на знаниях. Данный факт привел к потере контроля предприятия над собственными разработками.
Другим важным фактором «открытого» распространения инноваций стал рост венчурного финансирования, таким образом, новые знания и технологии стали распространяться от одной компании к другой по всему миру. Более того, растущие издержки на НИОКР и сокращение продуктового цикла товаров сделали вкладываемые в производство инвестиции в «закрытой модели инноваций» сложно оцениваемыми.
Альтернативой «закрытой инновационной модели» выступает «открытая инновационная модель», где связь между предприятием и внешней средой более значительная. Сущность данной модели заключается, в том, что движение инновации настолько быстротечно, что невозможно успеть защитить эти знания и технологии. Так, по сути, для «открытой модели» более ценно изобретение новой технологии, чем охрана авторских прав на нее.
Переход к экономике знаний
Большинство современных ученых считают, для того, чтобы перейти от закрытой инновационной модели к открытой необходимо стимулировать взаимодействие государства бизнеса и науки в целях формирования новой инновационной модели экономики, и такая модель называется «моделью тройной спирали» (Triple Helix). Ее суть – инновационное развитие наиболее эффективно может быть обеспечено взаимодействием государства, бизнеса и научного сообщества.
Переход к обществу, основанному на знаниях, – центральная идея модели тройной спирали. В результате наука в современном обществе не является второстепенной деятельностью, имеющей отношение только к ученым. Университет – особенно благоприятная территория для инноваций, основной характеристикой которого является постоянный приток человеческого капитала. Так, в основе высокотехнологичного региона за рубежом, как правило, стоит предпринимательский университет, встроенный в тройную спираль отношений государство-бизнес-университет. Определяющая роль предпринимательского университета сводится не просто к предоставлению человеческого капитала. Его задачей является вовлечение исследовательского персонала университета в экономическое и социальное развитие.
Зарубежная практика
Одним из исторических примеров значимой роли университета в развитии инновационной экономики является создание такового в 1960-х годах в г. Линчепинге (Швеция). По договору с государством автогигант SAAB купил собственную копию экспериментального компьютера. В первую очередь, Университет Линчепинга выполнял функцию пополнения человеческого капитала для расширения и обновления базы знаний компьютера, но в дополнение взял на себя задачи по стимулированию создания новых предприятий. Фактически, предпринимательский университет создавал благоприятное поле для деятельности наукоемких компаний, организуя неформальные встречи и тренинги по узким направлениям менеджмента. Развитие другой дополнительной функции привело к появлению финансовых игроков, которые предоставляли субсидии, займы или акционерный капитал компаниям.
Университеты, ранее рассматривавшиеся в качестве источника человеческих ресурсов и знаний, сейчас считаются индустрией будущего. Многие университеты, которые до недавнего времени почти полностью полагались на неформальные связи, уже организовали процессы по формальной передаче технологий в производство. Расширяется и сфера деятельности: от обучения индивидуумов предпринимательским навыкам до создания инкубаторов. Эти процессы наиболее очевидны на так называемых «зеленых полях», Примером могут служить Линчепинг и Стони Брук в Нью-Йорке.
Определение конкретной роли государства через призму «тройной спирали» задача достаточно сложная. Модель тройной спирали, координируемая всецело государством, ограничена в источниках новых идей и технологий, и при таких обстоятельствах государство может принимать решения без взаимодействия с двумя другими участниками. Безусловно, крупные проекты инвестиций могут быть завершены без консультаций с остальными участниками, но без «тройного» взаимодействия результаты инновационных проектов могут быть ниже ожидаемых.
Важно отметить, что при становлении модели «тройной спирали» важно найти баланс между государственным вмешательством и невмешательством в организацию процесса взаимодействия. В современном мире государство все чаще выступает как частный предприниматель или венчурный инвестор, финансирующий новые технологии.
Таким образом, выполняя свою основную регулирующую роль, государство берет на себя новые функции. Наиболее наглядный этому пример – город Линчепинг в Швеции, где в начале муниципалитет выступил инициатором создания университета нового типа. Первый инкубатор был создан под эгидой муниципалитета, который поддержал проект материально, а позднее решил увеличить инвестиции до строительства технопарка, входящего в состав университета.
В модели «тройной спирали» каждый участник в дополнение к своей традиционной роли (государство регулирует, бизнес производит, наука исследует) получает новые функции.
Инновационные функции государства
Следует выделить наиболее важные функции инновационного государства: 1. Государство выступает гарантом для бизнеса, в том, что его вложения застрахованы от различных рисков, таким образом, государство стимулирует активность бизнеса и увеличивает объемы новых инвестиций.
2. Государство регулирует налоговую систему и предоставляет льготы для предприятий, работающих в инновационном секторе экономики, тем самым активизируя высокотехнологичные предприятия.
3. Государство организует агентства по выдаче патентов как временную форму монополии над знанием, тем самым оно дает возможность другим участникам инновационного процесса развивать технологии с доступных для всех участников начальных точек отсчета.
4. Государство формирует условия для фундаментальных исследований, которые впоследствии будут перенесены в специализированные отрасли производства.
В результате можно сделать вывод о том, что государство в рамках модели «тройной спирали» должно способствовать развитию бизнеса путем минимизации его рисков и под сильным влиянием науки. Более того, государство в инновационной экономике осознает наибольшую значимость проведения инновационной политики по сравнению с простой раздачей собственных директив.
Следует отметить, что на разных этапах роль государства в становлении инновационной экономики должна различаться. На начальном этапе его роль заключается в создании инновационной системы, но при других условиях ограничена наблюдением за тем, как складывается инновационная система, и стимулированием отдельных ее звеньев.
Зарубежный опыт
В результате анализа эволюции зарубежных инновационных центров («Силиконовая долина» и предместья Бостона (США), Линчепинг (Швеция)) можно сделать вывод, что начальной точкой отсчета выступали «двойные отношения». Для США была свойственная «двойная спираль» университет-бизнес, но государство стало выступать в качестве поставщика ресурсов, а затем и в качестве стратегического партнера в «тройной спирали». Для Швеции характерна классическая двойная спираль «государство–бизнес», но расширение деятельности университетов вовлекает страну в новую модель инновационного развития. Таким образом, сложные трехсторонние отношения между государством, бизнесом и наукой не возникают ниоткуда, а формируются поэтапно.
Подводя итог, отметим возрастающую роль науки, в частности университета как источника для начала диалога между государством и бизнесом. Благодаря особым возможностям в области интеграции организационного обучения, групповых исследований и коллективного предпринимательства он может инициировать распространение наукоемких фирм. Это не означает, что бизнес не может быть источником таких фирм, но, как показывает практика, фирмы пока еще стремятся быть ближе к «старым» рыночным механизмам, а не к основанным на новых технологиях.
«Бесконечный переход»
Для России характерны традиционные отношения государство-наука, при этом спецификой российской науки является изолированность научно-исследовательских институтов и вузов не только от бизнеса, но и друг от друга. Рассматриваемая проблема особенно актуальна, когда функционирует иерархическая система, где наука и бизнес по отдельности ориентируются на государственную помощь.
«Двойные» отношения государство-бизнес, государство – наука не отвечают современным инновационным требованиям. Трансформация модели государственной деятельности является важнейшим условием формирования инновационной системы. Стратегия государства должна носить диверсифицированный характер. На этапе создания инновационной системы роль государства особенно велика, с учетом российской ментальности, где государство традиционно является главным источником изменений. Но на этапе функционирования инновационной системы предполагается переход от вертикального государственного управления к политике гибкого реагирования.
Выводы
Итак, роль государства в развитии инновационной системы заключается в активном посредничестве между человеческими потребностями, целями исследований и поставщиками ресурсов. Наукой, технологиями и обществом. Университетом, бизнесом и государством. Инновация становится «бесконечным переходом» по спирали вверх.
=
http://studme.org/15970122/investirovanie/natsionalnaya_innovatsionnaya_sistema_struktura
1. Институты разработки и реализации государственной политики в сфере инновационного развития экономики:
o Минэкономразвития РФ;
o Центр стратегических разработок;
o система государственных закупок;
o Минобрнауки РФ;
o Межведомственные комиссии по научно-технической политике;
o Минфин РФ;
o Госбанк РФ
2. Законодательство. Нормативно-правовая база инновационной деятельности:
o Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике";
o Гражданский кодекс РФ, часть 4;
o Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года;
o стратегии социально-экономического развития регионов России, разработанные и принятые в субъектах РФ;
o общефедеральные и отраслевые нормативные акты, регулирующие инновационную деятельность предприятий и организаций.
3. Институты производства и распространения знаний:
o Российская Академия наук РФ;
o отраслевые академии;
o национальные исследовательские университеты;
o система образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования;
o учреждения послевузовского профессионального образования, аспирантура, докторантура;
o государственные инновационные корпорации - "Роснано", "Сколково".
4. Институты инфраструктурного обслуживания инновационного процесса:
o технопарки;
o технополисы;
o информационно-технологические центры;
o информационно-производственные комплексы;
o наукограды;
o бизнес-инкубаторы;
o центры трансфера технологий.
5. Рыночные институты коммерциализации инновационных продуктов и услуг:
o Венчурный инновационный фонд, региональные венчурные фонды;
o венчурные компании;
o маркетинговые компании;
o информационные центры;
o лизинговые компании;
o страховые компании;
o центры и агентства защиты прав интеллектуальной собственности.
6. Организационно-производственные интегрированные бизнес-структуры - субъекты инновационного процесса:
o транснациональные компании;
o международные стратегические альянсы;
o консорциумы;
o трансграничные кластеры;
o финансово-промышленные группы;
o научно-технические альянсы;
o институты государственно-частного партнерства;
o госкорпорации;
o промышленные кластеры, свободные экономические зоны (технологические, промышленно-внедренческие и др.);
o глобально-интегрированные компании;
o малый и средний бизнес.
Таким образом, основными факторами национальной инновационной системы выступают государство, научно-образовательный инновационный комплекс, система организаций инфраструктурного обслуживания воспроизводства инвестиций, бизнес-структуры, институты рыночной инфраструктуры.
Ключевым элементом национальной инновационной системы выступает государство, обеспечивающее всестороннюю поддержку инновационных процессов в экономике, их стратегические приоритеты и координацию.
Как указано в Федеральном законе "О науке и государственной научно-технической политике": "Государственная поддержка инновационной деятельности - совокупность мер, принимаемых органами государственной власти РФ ... в целях создания необходимых правовых, экономических и организационных условий, а также стимулов для юридических и физических лиц, осуществляющих инновационную деятельность".
Система государственного регулирования инновационных процессов состоит из двух основополагающих и взаимосвязанных блоков или подсистем. Первый блок должен обеспечивать управление инновационной деятельностью самого государства в лице соответствующих органов государственной власти и управления. Предназначением второго блока является государственное регулирование инновационного предпринимательства крупных корпораций, средних и малых предприятий, а также отдельных граждан.
Вся система государственного управления инновационными процессами базируется на инновационной стратегии государства.
Функцией государства на стартовом этапе создания национальных инновационных систем является их финансовая и организационная поддержка, создание условий и стимулов для инновационной деятельности.
Реализация функций государства по созданию благоприятных экономических условий развития инновационной сферы осуществляется с помощью инструментария экономического регулирования двух видов:
1. Общесистемные инструменты макроэкономического регулирования:
o общеэкономические (индекс инфляции, ставка рефинансирования, тарифы и налоги, доходность бюджета);
o обще административные (комплекс государственных услуг, защита прав собственности, организационные формы управления).
2. Специфические для инновационной сферы инструменты регулирования:
o экономические (система госзакупок, распределение экономических рисков между государством и бизнесом, льготы, преференции, программы государственно-частного партнерства и т.п.);
o социальные (поддержка персонала, творческих инициатив, качество менеджмента).
В системе сложившихся рыночных отношений спектр регулирующих экономическое развитие в инновационной сфере направлений деятельности государства можно свести к трем главным функциям:
- регулирование рынка;
- восполнение недостатков ("провалов") рынка;
- перераспределение ресурсов.
Все три функции государства имеют непосредственное отношение к регулированию инновационной деятельности. В частности, антимонопольные меры государства, регулирующие рыночные отношения, должны снимать барьеры входа на рынок инновационным компаниям, а также создавать условия для распространения инноваций, находящихся в монопольном владении, формировать рыночные институты в пространстве национальной инновационной системы.
Восполнение недостатков рынка ("провалов рынка") осуществляется развитыми государствами на путях поддержки фундаментальных исследований, системы образования, наукоемких секторов промышленности, т. е. там, где бизнес не может получить достаточной рентабельности своих затрат, а положительные внешние эффекты имеют общегосударственное значение.
Перераспределение ВВП, концентрация в бюджетной системе необходимых финансовых средств должны способствовать позитивным структурным изменениям в экономике, созданию с помощью государства инфраструктуры инновационной деятельности.
В России складывается многоуровневый комплекс мер прямой и косвенной поддержки инновационных проектов, в которых на паритетных основах участвует государство и бизнес. Их можно сгруппировать следующим образом.
1. Прямое государственное финансирование инноваций, которое осуществляется через поддержку на конкурентной основе отдельных проектов и федеральных инвестиционных программ отраслевого и регионального характера.
2. Создание государственных организационно-финансовых структур, деятельность которых направлена на концентрацию финансовых средств, инвестиций, объединения научного и технологического потенциала. (Например, созданы и функционируют государственные космическая, авиастроительная, судостроительная корпорации.)
3. Создание в рамках частно-государственного партнерства новых рыночных институтов развития, обеспечивающих финансовую среду поддержки государством и бизнесом инновационного развития. К ним относятся Инвестиционный фонд РФ, Всероссийский банк развития регионов; Евразийский банк развития, Российская венчурная компания, Российская корпорация нанотехнологий и др.
Перспективным механизмом государственной поддержки инноваций является создание особых экономических зон двух типов - технико-внедренческих и промышленно-производственных, предполагающих таможенные и налоговые преференции для предприятий-резидентов. Кроме того, из федерального бюджета финансируется создание инфраструктуры таких зон.
4. Косвенное стимулирование инноваций через налоговые и таможенные регуляторы. В настоящее время существуют льготы по налогообложению на прибыль корпораций (включение в затраты расходов на НИОКР, возможность нелинейной амортизации отдельных видов оборудования, используемого для инновационной деятельности).
Традиционным направлением косвенной поддержки инновационной деятельности является предоставление налоговых льгот, прежде всего по налогу на прибыль, корпорациям, что соответствует мировой практике. В процессе государственного регулирования инновационной сферы важно обеспечить неуклонное возрастание роли государства как ключевого системообразующего инновационного инвестора и интегратора.
Это прежде всего обусловлено постоянно повышающейся ресурсоемкостью инновационной деятельности, вследствие чего многие инновационные проекты и программы не могут быть успешно реализованы только силами частного бизнеса и требуют финансовой поддержки государства.
Высокая степень участия государства в стимулировании НТП обусловлена спецификой инновационных процессов (значительная капиталоемкость научных исследований и высокая степень риска, зависимость от степени развития общей научной среды и информационной инфраструктуры, специфика требований к квалификации кадров, необходимость защиты интеллектуальной собственности и т. п.). Государственное управление инновационной деятельностью можно представить в виде комплекса экономических институтов, поддерживающих и стимулирующих инновационные процессы в экономике (рис. 2).
Рисунок 2 - Комплекс экономических институтов государственной поддержки инновационной деятельности
В рамках экономических институтов государственной поддержки инновационной деятельности ключевое значение имеет структура и качество портфеля управленческих инноваций (рис. 3).
Таким образом, государство выступает: во-первых, в роли партнера, располагающего значительными ресурсами, во-вторых, организатора развития инновационного предпринимательства, в-третьих, регулятором институционально-рыночной инфраструктуры инновационного процесса.
Рисунок 3 - Структура портфеля управленческих экономических инноваций, поддерживающих инновационный процесс: ИТЦ - инновационно-технологические центры, ИПК - инновационно-промышленные комплексы, ТНК - транснациональные корпорации
Государство, как сказано в упомянутом выше законе, первостепенное значение в своей системе поддержки инновационной деятельности придает опережающему развитию инновационной инфраструктуры.
Ниже представлен состав сервисной инфраструктуры как части национальной инновационной системы (рис. 4).
Сервисная поддержка продвижения новшества по инновационной цепочке обеспечивается также такими бизнес-струк
Рисунок 4 - Сервисная инфраструктура инновационного предпринимательства
турами сервисного инфраструктурного типа, как call-центры, специализированные образовательные программы, информационно-коммуникативные центры, центры управления интеллектуальными активами, временные творческие лаборатории, агентства инжиниринговых услуг и др.
Необходима дальнейшая оптимизация и развитие институтов сервисной инфраструктуры, инструментария регулирования национальной инновационной системы, совершенствование прежде всего нормативно-правовой базы, законодательства в области научно-технической политики, государственно-частного партнерства.
=
http://www.creativeconomy.ru/articles/3620/
Роль государства в формировании национальной инновационной системы
Статья опубликована в журнале «Креативная экономика» № 6 (42) за 2010 год, cтр. 75-80.
Рубрика:Аннотация:
Рассмотрено взаимодействие участников инновационной системы в рамках модели «тройной» спирали. Определена роль государства в различных условиях становления экономики, основанной на знаниях. Обоснована исключительная роль университетов в создании инновационной системы. Предпринята попытка вывести российскую концепцию формирования инновационной экономики с учетом сложившихся двухсторонних связей государство – наука. Дальнейшее развитие данного взаимодействия рассмотрено до более сложного трехстороннего формата: государство – бизнес – наука.
Ключевые слова: инновации, инновационная экономика, инновационный путь развития,наука и бизнес, национальная инновационная система, экономика знаний
Соколова О.А.
Аспирант Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г.Белинского, финансовый менеджер компании «Энфорта», ООО «Престиж-Интернет»
Аспирант Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г.Белинского, финансовый менеджер компании «Энфорта», ООО «Престиж-Интернет»
Cоздание единой инновационной системы является наиважнейшей задачей для современного государства. Несомненно, Россия участвует в глобальном инновационном процессе, но фактически в экономике страны по-прежнему сильна сырьевая составляющая. Такими образом, инновационное развитие становится национальным приоритетом.
Первоочередной задачей видится определение роли государства и других участников инновационного процесса в современной экономике. Существует достаточно много определений, описывающих новое понятие «инновационная система». Наиболее полным из них является следующее: «Инновационная система – это совокупность институтов, относящихся к частному и государственному секторам, которые индивидуально и во взаимодействии друг с другом обуславливают развитие и распространении новых технологий в пределах конкретного государства».
Инновационная система. Цели и задачи
Создание той или иной новой системы часто начинается с попытки переноса теоретической модели на действительность. Вспомним суть кейнсианства: «Государство должно стимулировать совокупный спрос даже путем роста бюджетного дефицита, долгов и выпуска необеспеченных денег». По данной схеме западные страны с рыночной экономикой строили модели в течение 25 лет. Глобализация экономики и развертывание нового этапа в научно-технической революции настоятельно требовали новых идей относительно экономической роли государства, а главное, инструментов вмешательства в рыночный механизм. Переоценка ценностей ознаменовалась началом всесторонней критики кейнсианства, поставившая под сомнения основы этой теории. Модель взаимодействия в рыночной экономике, где государство взаимодействовало с бизнесом и наукой по отдельности при отсутствии устойчивой связи между всеми участниками, устарела. Усложнение инновационных процессов в обществе привело к тому, что двусторонние отношения не отвечают современному развитию экономических систем и теряют свою эффективность.
Новая модель инновационной системы
Формируется новая модель инновационной системы, отличная от той, где главным двигателем является предприятие, и от модели «треугольника» Г. Сабато, которая исходила из признания ведущей роли государства в инновационном развитии. В течение долгого времени определение «закрытая инновация» занимало центральное место в построении модели инновационной системы. Данная парадигма основана на предположении о том, что всякая успешная инновация требует последующего над ней контроля. То есть предприятие разрабатывало определенную технологию, в дальнейшем модернизировало ее, и, двигаясь дальше по продуктовому циклу, фирма производила товар, выводила продукцию на рынок, реализовывала и проводила послепродажное обслуживание. Но в конце XX столетия фундамент «закрытых инноваций» пошатнулся, и одной из причин этого стал рост количества, а главное, мобильности работников экономики, основанной на знаниях. Данный факт привел к потере контроля предприятия над собственными разработками.
Другим важным фактором «открытого» распространения инноваций стал рост венчурного финансирования, таким образом, новые знания и технологии стали распространяться от одной компании к другой по всему миру. Более того, растущие издержки на НИОКР и сокращение продуктового цикла товаров сделали вкладываемые в производство инвестиции в «закрытой модели инноваций» сложно оцениваемыми.
Альтернативой «закрытой инновационной модели» выступает «открытая инновационная модель», где связь между предприятием и внешней средой более значительная. Сущность данной модели заключается, в том, что движение инновации настолько быстротечно, что невозможно успеть защитить эти знания и технологии. Так, по сути, для «открытой модели» более ценно изобретение новой технологии, чем охрана авторских прав на нее.
Переход к экономике знаний
Большинство современных ученых считают, для того, чтобы перейти от закрытой инновационной модели к открытой необходимо стимулировать взаимодействие государства бизнеса и науки в целях формирования новой инновационной модели экономики, и такая модель называется «моделью тройной спирали» (Triple Helix). Ее суть – инновационное развитие наиболее эффективно может быть обеспечено взаимодействием государства, бизнеса и научного сообщества.
Переход к обществу, основанному на знаниях, – центральная идея модели тройной спирали. В результате наука в современном обществе не является второстепенной деятельностью, имеющей отношение только к ученым. Университет – особенно благоприятная территория для инноваций, основной характеристикой которого является постоянный приток человеческого капитала. Так, в основе высокотехнологичного региона за рубежом, как правило, стоит предпринимательский университет, встроенный в тройную спираль отношений государство-бизнес-университет. Определяющая роль предпринимательского университета сводится не просто к предоставлению человеческого капитала. Его задачей является вовлечение исследовательского персонала университета в экономическое и социальное развитие.
Зарубежная практика
Одним из исторических примеров значимой роли университета в развитии инновационной экономики является создание такового в 1960-х годах в г. Линчепинге (Швеция). По договору с государством автогигант SAAB купил собственную копию экспериментального компьютера. В первую очередь, Университет Линчепинга выполнял функцию пополнения человеческого капитала для расширения и обновления базы знаний компьютера, но в дополнение взял на себя задачи по стимулированию создания новых предприятий. Фактически, предпринимательский университет создавал благоприятное поле для деятельности наукоемких компаний, организуя неформальные встречи и тренинги по узким направлениям менеджмента. Развитие другой дополнительной функции привело к появлению финансовых игроков, которые предоставляли субсидии, займы или акционерный капитал компаниям.
Университеты, ранее рассматривавшиеся в качестве источника человеческих ресурсов и знаний, сейчас считаются индустрией будущего. Многие университеты, которые до недавнего времени почти полностью полагались на неформальные связи, уже организовали процессы по формальной передаче технологий в производство. Расширяется и сфера деятельности: от обучения индивидуумов предпринимательским навыкам до создания инкубаторов. Эти процессы наиболее очевидны на так называемых «зеленых полях», Примером могут служить Линчепинг и Стони Брук в Нью-Йорке.
Определение конкретной роли государства через призму «тройной спирали» задача достаточно сложная. Модель тройной спирали, координируемая всецело государством, ограничена в источниках новых идей и технологий, и при таких обстоятельствах государство может принимать решения без взаимодействия с двумя другими участниками. Безусловно, крупные проекты инвестиций могут быть завершены без консультаций с остальными участниками, но без «тройного» взаимодействия результаты инновационных проектов могут быть ниже ожидаемых.
Важно отметить, что при становлении модели «тройной спирали» важно найти баланс между государственным вмешательством и невмешательством в организацию процесса взаимодействия. В современном мире государство все чаще выступает как частный предприниматель или венчурный инвестор, финансирующий новые технологии.
Таким образом, выполняя свою основную регулирующую роль, государство берет на себя новые функции. Наиболее наглядный этому пример – город Линчепинг в Швеции, где в начале муниципалитет выступил инициатором создания университета нового типа. Первый инкубатор был создан под эгидой муниципалитета, который поддержал проект материально, а позднее решил увеличить инвестиции до строительства технопарка, входящего в состав университета.
В модели «тройной спирали» каждый участник в дополнение к своей традиционной роли (государство регулирует, бизнес производит, наука исследует) получает новые функции.
Инновационные функции государства
Следует выделить наиболее важные функции инновационного государства: 1. Государство выступает гарантом для бизнеса, в том, что его вложения застрахованы от различных рисков, таким образом, государство стимулирует активность бизнеса и увеличивает объемы новых инвестиций.
2. Государство регулирует налоговую систему и предоставляет льготы для предприятий, работающих в инновационном секторе экономики, тем самым активизируя высокотехнологичные предприятия.
3. Государство организует агентства по выдаче патентов как временную форму монополии над знанием, тем самым оно дает возможность другим участникам инновационного процесса развивать технологии с доступных для всех участников начальных точек отсчета.
4. Государство формирует условия для фундаментальных исследований, которые впоследствии будут перенесены в специализированные отрасли производства.
В результате можно сделать вывод о том, что государство в рамках модели «тройной спирали» должно способствовать развитию бизнеса путем минимизации его рисков и под сильным влиянием науки. Более того, государство в инновационной экономике осознает наибольшую значимость проведения инновационной политики по сравнению с простой раздачей собственных директив.
Следует отметить, что на разных этапах роль государства в становлении инновационной экономики должна различаться. На начальном этапе его роль заключается в создании инновационной системы, но при других условиях ограничена наблюдением за тем, как складывается инновационная система, и стимулированием отдельных ее звеньев.
Зарубежный опыт
В результате анализа эволюции зарубежных инновационных центров («Силиконовая долина» и предместья Бостона (США), Линчепинг (Швеция)) можно сделать вывод, что начальной точкой отсчета выступали «двойные отношения». Для США была свойственная «двойная спираль» университет-бизнес, но государство стало выступать в качестве поставщика ресурсов, а затем и в качестве стратегического партнера в «тройной спирали». Для Швеции характерна классическая двойная спираль «государство–бизнес», но расширение деятельности университетов вовлекает страну в новую модель инновационного развития. Таким образом, сложные трехсторонние отношения между государством, бизнесом и наукой не возникают ниоткуда, а формируются поэтапно.
Подводя итог, отметим возрастающую роль науки, в частности университета как источника для начала диалога между государством и бизнесом. Благодаря особым возможностям в области интеграции организационного обучения, групповых исследований и коллективного предпринимательства он может инициировать распространение наукоемких фирм. Это не означает, что бизнес не может быть источником таких фирм, но, как показывает практика, фирмы пока еще стремятся быть ближе к «старым» рыночным механизмам, а не к основанным на новых технологиях.
«Бесконечный переход»
Для России характерны традиционные отношения государство-наука, при этом спецификой российской науки является изолированность научно-исследовательских институтов и вузов не только от бизнеса, но и друг от друга. Рассматриваемая проблема особенно актуальна, когда функционирует иерархическая система, где наука и бизнес по отдельности ориентируются на государственную помощь.
«Двойные» отношения государство-бизнес, государство – наука не отвечают современным инновационным требованиям. Трансформация модели государственной деятельности является важнейшим условием формирования инновационной системы. Стратегия государства должна носить диверсифицированный характер. На этапе создания инновационной системы роль государства особенно велика, с учетом российской ментальности, где государство традиционно является главным источником изменений. Но на этапе функционирования инновационной системы предполагается переход от вертикального государственного управления к политике гибкого реагирования.
Выводы
Итак, роль государства в развитии инновационной системы заключается в активном посредничестве между человеческими потребностями, целями исследований и поставщиками ресурсов. Наукой, технологиями и обществом. Университетом, бизнесом и государством. Инновация становится «бесконечным переходом» по спирали вверх.
http://studme.org/15970122/investirovanie/natsionalnaya_innovatsionnaya_sistema_struktura
Национальная инновационная система и ее структура
Структура и функции национальной инновационной системы. Формирование инновационной системы в российской экономике и ее особенности. Основные институты инновационной системы. Инновационная политика государства. Механизм государственной поддержки инноваций. Сервисная инфраструктура инновационного предпринимательства.
Национальная инновационная система (НИС) представляет собой совокупность взаимосвязанных хозяйственных субъектов (предприятий, научных учреждений, инвестиционных фондов и др.) и институтов (правовых, законодательных, финансовых, социальных), взаимодействующих в процессе производства, распределения и использования знаний, и конкурентоспособных технологий, направленных на реализацию стратегических целей устойчивого развития экономической системы в пределах национальных границ и способствующих повышению конкурентоспособности на международном уровне ее субъектов (предприятий, регионов, отраслей, страны в целом) [8].
Для НИС как сложноструктурированной организационно-экономической подсистемы национальной экономики, отражающей особенности развития ее технологических укладов, институциональных и социально-экономических условий ее функционирования на макро-, мезо- и микроуровнях экономики, характерны некоторые общие императивы организации и развития, а именно:
o развитие многообразия форм и расширение "поля" интеграции ресурсов науки, образования, производства, рыночной инфраструктуры;
o усиление роли государства и его ресурсов в формировании и развитии НИС по стратегическим направлениям общенационального значения;
o рост уровня инновационной ориентации инвестиционных ресурсов и инвестиционного процесса;
o расширение роли регионов, локальных территориально-хозяйственных систем в ресурсном обеспечении НИС.
В России начало формирования национальной инновационной системы было положено выходом в 2007 г. утвержденных Президентом РФ "Основ политики Российской Федерации в области развития науки и технологии на период до 2010 года и дальнейшую перспективу".
В развитие этого документа были утверждены "Приоритетные направления развития технологий науки и техники в Российской Федерации" и "Перечень критических технологий Российской Федерации" (Указ Президента РФ от 07.07.2011 г. № 899).
В структуре национальной инновационной системы выделяются следующие базовые элементы:
1. Институты разработки и реализации государственной политики в сфере инновационного развития экономики:
o Минэкономразвития РФ;
o Центр стратегических разработок;
o система государственных закупок;
o Минобрнауки РФ;
o Межведомственные комиссии по научно-технической политике;
o Минфин РФ;
o Госбанк РФ
2. Законодательство. Нормативно-правовая база инновационной деятельности:
o Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике";
o Гражданский кодекс РФ, часть 4;
o Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года;
o стратегии социально-экономического развития регионов России, разработанные и принятые в субъектах РФ;
o общефедеральные и отраслевые нормативные акты, регулирующие инновационную деятельность предприятий и организаций.
3. Институты производства и распространения знаний:
o Российская Академия наук РФ;
o отраслевые академии;
o национальные исследовательские университеты;
o система образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования;
o учреждения послевузовского профессионального образования, аспирантура, докторантура;
o государственные инновационные корпорации - "Роснано", "Сколково".
4. Институты инфраструктурного обслуживания инновационного процесса:
o технопарки;
o технополисы;
o информационно-технологические центры;
o информационно-производственные комплексы;
o наукограды;
o бизнес-инкубаторы;
o центры трансфера технологий.
5. Рыночные институты коммерциализации инновационных продуктов и услуг:
o Венчурный инновационный фонд, региональные венчурные фонды;
o венчурные компании;
o маркетинговые компании;
o информационные центры;
o лизинговые компании;
o страховые компании;
o центры и агентства защиты прав интеллектуальной собственности.
6. Организационно-производственные интегрированные бизнес-структуры - субъекты инновационного процесса:
o транснациональные компании;
o международные стратегические альянсы;
o консорциумы;
o трансграничные кластеры;
o финансово-промышленные группы;
o научно-технические альянсы;
o институты государственно-частного партнерства;
o госкорпорации;
o промышленные кластеры, свободные экономические зоны (технологические, промышленно-внедренческие и др.);
o глобально-интегрированные компании;
o малый и средний бизнес.
Таким образом, основными факторами национальной инновационной системы выступают государство, научно-образовательный инновационный комплекс, система организаций инфраструктурного обслуживания воспроизводства инвестиций, бизнес-структуры, институты рыночной инфраструктуры.
Ключевым элементом национальной инновационной системы выступает государство, обеспечивающее всестороннюю поддержку инновационных процессов в экономике, их стратегические приоритеты и координацию.
Как указано в Федеральном законе "О науке и государственной научно-технической политике": "Государственная поддержка инновационной деятельности - совокупность мер, принимаемых органами государственной власти РФ ... в целях создания необходимых правовых, экономических и организационных условий, а также стимулов для юридических и физических лиц, осуществляющих инновационную деятельность".
Система государственного регулирования инновационных процессов состоит из двух основополагающих и взаимосвязанных блоков или подсистем. Первый блок должен обеспечивать управление инновационной деятельностью самого государства в лице соответствующих органов государственной власти и управления. Предназначением второго блока является государственное регулирование инновационного предпринимательства крупных корпораций, средних и малых предприятий, а также отдельных граждан.
Вся система государственного управления инновационными процессами базируется на инновационной стратегии государства.
Функцией государства на стартовом этапе создания национальных инновационных систем является их финансовая и организационная поддержка, создание условий и стимулов для инновационной деятельности.
Реализация функций государства по созданию благоприятных экономических условий развития инновационной сферы осуществляется с помощью инструментария экономического регулирования двух видов:
1. Общесистемные инструменты макроэкономического регулирования:
o общеэкономические (индекс инфляции, ставка рефинансирования, тарифы и налоги, доходность бюджета);
o обще административные (комплекс государственных услуг, защита прав собственности, организационные формы управления).
2. Специфические для инновационной сферы инструменты регулирования:
o экономические (система госзакупок, распределение экономических рисков между государством и бизнесом, льготы, преференции, программы государственно-частного партнерства и т.п.);
o социальные (поддержка персонала, творческих инициатив, качество менеджмента).
В системе сложившихся рыночных отношений спектр регулирующих экономическое развитие в инновационной сфере направлений деятельности государства можно свести к трем главным функциям:
- регулирование рынка;
- восполнение недостатков ("провалов") рынка;
- перераспределение ресурсов.
Все три функции государства имеют непосредственное отношение к регулированию инновационной деятельности. В частности, антимонопольные меры государства, регулирующие рыночные отношения, должны снимать барьеры входа на рынок инновационным компаниям, а также создавать условия для распространения инноваций, находящихся в монопольном владении, формировать рыночные институты в пространстве национальной инновационной системы.
Восполнение недостатков рынка ("провалов рынка") осуществляется развитыми государствами на путях поддержки фундаментальных исследований, системы образования, наукоемких секторов промышленности, т. е. там, где бизнес не может получить достаточной рентабельности своих затрат, а положительные внешние эффекты имеют общегосударственное значение.
Перераспределение ВВП, концентрация в бюджетной системе необходимых финансовых средств должны способствовать позитивным структурным изменениям в экономике, созданию с помощью государства инфраструктуры инновационной деятельности.
В России складывается многоуровневый комплекс мер прямой и косвенной поддержки инновационных проектов, в которых на паритетных основах участвует государство и бизнес. Их можно сгруппировать следующим образом.
1. Прямое государственное финансирование инноваций, которое осуществляется через поддержку на конкурентной основе отдельных проектов и федеральных инвестиционных программ отраслевого и регионального характера.
2. Создание государственных организационно-финансовых структур, деятельность которых направлена на концентрацию финансовых средств, инвестиций, объединения научного и технологического потенциала. (Например, созданы и функционируют государственные космическая, авиастроительная, судостроительная корпорации.)
3. Создание в рамках частно-государственного партнерства новых рыночных институтов развития, обеспечивающих финансовую среду поддержки государством и бизнесом инновационного развития. К ним относятся Инвестиционный фонд РФ, Всероссийский банк развития регионов; Евразийский банк развития, Российская венчурная компания, Российская корпорация нанотехнологий и др.
Перспективным механизмом государственной поддержки инноваций является создание особых экономических зон двух типов - технико-внедренческих и промышленно-производственных, предполагающих таможенные и налоговые преференции для предприятий-резидентов. Кроме того, из федерального бюджета финансируется создание инфраструктуры таких зон.
4. Косвенное стимулирование инноваций через налоговые и таможенные регуляторы. В настоящее время существуют льготы по налогообложению на прибыль корпораций (включение в затраты расходов на НИОКР, возможность нелинейной амортизации отдельных видов оборудования, используемого для инновационной деятельности).
Традиционным направлением косвенной поддержки инновационной деятельности является предоставление налоговых льгот, прежде всего по налогу на прибыль, корпорациям, что соответствует мировой практике. В процессе государственного регулирования инновационной сферы важно обеспечить неуклонное возрастание роли государства как ключевого системообразующего инновационного инвестора и интегратора.
Это прежде всего обусловлено постоянно повышающейся ресурсоемкостью инновационной деятельности, вследствие чего многие инновационные проекты и программы не могут быть успешно реализованы только силами частного бизнеса и требуют финансовой поддержки государства.
Высокая степень участия государства в стимулировании НТП обусловлена спецификой инновационных процессов (значительная капиталоемкость научных исследований и высокая степень риска, зависимость от степени развития общей научной среды и информационной инфраструктуры, специфика требований к квалификации кадров, необходимость защиты интеллектуальной собственности и т. п.). Государственное управление инновационной деятельностью можно представить в виде комплекса экономических институтов, поддерживающих и стимулирующих инновационные процессы в экономике (рис. 2).
Рисунок 2 - Комплекс экономических институтов государственной поддержки инновационной деятельности
В рамках экономических институтов государственной поддержки инновационной деятельности ключевое значение имеет структура и качество портфеля управленческих инноваций (рис. 3).
Таким образом, государство выступает: во-первых, в роли партнера, располагающего значительными ресурсами, во-вторых, организатора развития инновационного предпринимательства, в-третьих, регулятором институционально-рыночной инфраструктуры инновационного процесса.
Рисунок 3 - Структура портфеля управленческих экономических инноваций, поддерживающих инновационный процесс: ИТЦ - инновационно-технологические центры, ИПК - инновационно-промышленные комплексы, ТНК - транснациональные корпорации
Государство, как сказано в упомянутом выше законе, первостепенное значение в своей системе поддержки инновационной деятельности придает опережающему развитию инновационной инфраструктуры.
Ниже представлен состав сервисной инфраструктуры как части национальной инновационной системы (рис. 4).
Сервисная поддержка продвижения новшества по инновационной цепочке обеспечивается также такими бизнес-струк
Рисунок 4 - Сервисная инфраструктура инновационного предпринимательства
турами сервисного инфраструктурного типа, как call-центры, специализированные образовательные программы, информационно-коммуникативные центры, центры управления интеллектуальными активами, временные творческие лаборатории, агентства инжиниринговых услуг и др.
Необходима дальнейшая оптимизация и развитие институтов сервисной инфраструктуры, инструментария регулирования национальной инновационной системы, совершенствование прежде всего нормативно-правовой базы, законодательства в области научно-технической политики, государственно-частного партнерства.
=
Комментарии
Отправить комментарий