К основному контенту

Target Ventures — о будущем российского Travel

=

Target Ventures — о будущем российского Travel

0 COMMENTS19 января 2015
   
Rusbase пообщался с партнерами фонда Target Ventures Михаилом Лобановым и Антоном Тереховым о том, как они ищут проекты, почему не вкладывают в стартапы, которые присылают презентации на сайт, и что будет с российским travel-рынком.


— Как вы пришли в венчур и почему?
— (АТ) У любого менеджера, занимающегося операционной деятельноcтью, есть  несколько вариантов развития: либо человек развивается в рамках одной компании,  либо переходит в другую, получая повышение, прибавку к зарплате и прочие блага. По этому пути идут люди, которые в меньшей степени ориентированы на построение собственного бизнеса, им в жизни, как мне кажется, больше важна социальная реализация. Есть второй путь, когда люди говорят: «Пусть я лучше не буду топ-менеджером в огромной компании, пусть лучше у меня будет маленькое дело, но свое». Тут налицо удовлетворение другой потребности, потребности иметь что-то свое, когда ты точно знаешь, что это «свое» от тебя зависит. Третий вариант — когда человек пытается помочь другим людям реализовать вот эту предпринимательскую мечту. Этот вариант реализации, как мне кажется, свойственен людям, которые мыслят проектно. Я больше проектный человек. Я могу работать над большими проектами, которые длятся года два-три, но если они переходят в рутину — мне становится неинтересно. Работа в фонде дает возможность такой проектный подход реализовать.  К тебе приходят интересные люди, которые хотят что-то построить, ты общаешься с ними, предлагаешь решения, помогаешь, они от тебя во многом зависят.
— Вы берете долю в компании, в которую инвестируете? Каков средний чек?
— (МЛ) У нас нет критериев по доле — доля всегда определяется оценкой и объемом вкладываемых средств, задавать критерий «минимальной доли» бессмысленно. Мы стараемся быть очень гибкими и смотрим практически на все возможности, в которых есть хорошая доходность. Мы можем не только входить в компанию, предоставляя ей финансирование, но и покупать долю других инвесторов или основателей. В других фондах, как правило, есть ограничения на такие операции. Что касается нашего чека, то у нас он может быть разным и варьируется от 1 до 20 млн долларов. Все зависит от потенциала проекта и нашей уверенности в нем.
— У вас много проектов из разных ниш. Собираетесь ли вы со временем выделять одно-два направления?
— (МЛ) Мы для себя определили нишу — это consumer internet. Она действительно довольно широкая, в нее попадает много компаний. Прелесть этой ниши и ее отличие от других состоит в том что:
  1. Суть проектов понятна с точки зрения потребительского опыта и можно быстро проверить, насколько хорошо компания делает свой бизнес, насколько он необходим потребителям
  2. Можно очень быстро понять, работает проект или нет. Если мы говорим про какие-то высокотехнологичные вещи, цикл разработки обычно долгий, нужно инвестировать очень много денег, ждать, а потом узнать, что это никому не нужно. В случае с потребительским проектом можно оперативно проверить свои гипотезы — это очень важно для инвестора.
  3. Потребители в массе своей как правило действуют рационально — ими движут понятные стимулы — качество предоставляемых услуг, цена, удобство, а не личные договоренности как во многих B2B бизнесах.
Все это позволяет количественно анализировать данные о продажах и принимать решения — мы вообще концентрируемся всегда на цифрах — из данных о поведении потребителей можно увидеть абсолютно все если уметь правильно на них смотреть. И последнее, но очень важное — у компаний из нашего портфеля всегда много клиентов, большая потенциальная аудитория. Наличие большого числа клиентов крайне важно для нас, так как это позволяет говорить об устойчивости бизнеса и снижает его риски.
— (АТ) Да, в некотором смысле рискованно инвестировать в компанию, клиентов которой можно пересчитать по пальцам одной руки и зачастую все зависит от личных отношений. Поэтому наш основной фокус, во-первых, направлен на потребительские проекты, а во-вторых — на интернет, потому что это одна из быстрорастущих и интересных отраслей, при этом у нас есть в этой области определенные компетенции. Наши критерии — массовый рынок, современные технологии, которые показывают быстрый рост.
— А если у продукта ограниченное количество потенциальных клиентов, но эти клиенты могут заплатить сразу очень много денег?
— (АТ) Да, конечно существуют IT-решения, которые будут востребованы, например, только в банках или только в авиационных компаниях. Это b2b, каждый контракт — многомиллионный, но как я сказал выше, это не наша история. Здесь очень большие риски. В массовом сегменте более предсказуемые цены, понятно, как работает маркетинг, сколько стоит привлечение/удержание клиентов.
— (МЛ) Если у проекта ограниченное число клиентов, может случиться так, что кто-то другой предложит лучшую технологию и заберет всех клиентов. А когда это массовый рынок и ты занял его первым, то, чтобы заполучить твою долю рынка понадобится гораздо больше времени. А значит у компании есть шанс успеть что-то сделать, изменить и улучшить продукт. С такой моделью риски значительно ниже — это еще один ее плюс.
— Помимо финансирования, что проект может от вас получить? Smart money?
— (МЛ) Smart money — это, в принципе, вещь очень идеалистичная. Но, по существу, у всех компаний, как правило, одинаковые проблемы, которые может помочь решить грамотный фонд: фандрейзинг, привлечение внешних экспертов, разработка стратегии, юридическое структурирование, финансовое управление. Именно этим компаниям мы и помогаем. Для некоторых наших проектов мы привлекаем независимых членов в совет директоров, которые до этого в индустрии занимали ведущие посты. Например, у нас есть компания Mixville, кондитерский бренд, в которой членом совета директоров стал бывший CEO Kraft Foods Russia, а они имеют существенную долю на рынке кондитерских изделий в России. Его присутствие и консультации даже несколько часов в месяц придают сильный импульс развитию компании. Без Target Ventures компания вряд ли смогла бы его привлечь.
— (АТ) Я лучше скажу, каким обещаниям фондов не нужно верить. Многие фонды говорят о синергии портфельных компаний, но я могу точно сказать, что это не работает. Компании — это всегда самостоятельные юрлица, у которых есть свой план, свои компетенции. Ответственность за компанию всегда несет CEO. Сотрудники этих компаний должны работать в первую очередь в интересах своих компаний, и просить их делать что-то значительное для другой компании из твоего портфеля как минимум не очень корректно...   Максимум, что ты можешь сделать — просто на уровне совета сказать: «Посмотрите, что делают ваши коллеги, может это будет полезно».
Также, когда говорят о «smart money», имеют ввиду и участие самих партнеров фонда в операционном управлении компаниями. Не нужно этого переоценивать. Могу проиллюстрировать на своем примере. К тому моменту, когда я создал собственный стартап (который впоследствии вначале успешно привлек инвестиции, а потом был продан в Объединенную Компанию Афиши и Рамблера), вот к этому моменту у меня уже был приличный  опыт в e-commerce, я к тому времени уже успел поработать в Ozon и Tui на достаточно высоких позициях. И вот я приходил в фонды, где мне говорили:
— Основное, что мы тебе даем — это не деньги, а компетенции.
— В чем компетенции? — спрашивал я, надеясь услышать ответ про фандрайзинг следующих раундов, помощь в управлении финансами, юридическую поддержку, но  ответ обычно бывал стандартный:
— Мы тебе поможем в сфере электронной коммерции.
Это меня только демотивировало. Зачем мне, человеку, проработавшему в e-commerce с десяток лет, будет помогать финансист?
Я считаю, что нужно инвестировать в компании, которым операционная помощь не требуется. Если ты инвестируешь в компанию в области электронной коммерции, чтобы поучить их электронной коммерции — это нецелесообразно. Поэтому все участие на уровне операционного управления может ограничиться дружеским советом, рассказом о том, что ты видел в других компаниях, возможностью, как говорит Аркадий Морейнис: «подумать об кого-то». Наша же реальная практическая помощь заключается в фандрайзинге, юридическом сопровождении, подготовке отчетности, помощи в управлении корпоративными финансами.
— Как вообще происходит поиск проектов, откуда у вас основной поток?
— (МЛ) У нас есть сайт, туда постоянно присылают различные проекты, правда, мы пока ни в один из них не инвестировали. Это связано с тем, что качество оформления этих проектов и самих идей достаточно низкое — если человек не потрудился нормально оформить презентацию о своем проекте, не надо утруждать его еще и встречей. Мы всегда открыты для инвестиционных возможностей, но они должны быть соответствующего качества. Также у нас есть развитая сеть наших партнеров в России и за рубежом. Так мы получаем доступ к лучшим сделкам в России, Европе и в целом по миру. Через сеть партнеров всегда можно узнать, хорошо ли идут дела у проекта, и присоединиться на следующем раунде. Мы можем сначала выдать небольшой чек, например, 1-2 млн долларов, а потом, видя, что дела идут хорошо, проинвестировать следующий раунд самостоятельно. Таким образом, привлекая нас сперва на небольшую сумму, и показывая хорошие результаты, проект может рассчитывать, что мы будем инвестировать и в следующем раунде, что всегда комфортно, потому что компания не отвлекается, занимается бизнесом, а не фандрайзингом.
— (АТ) Существует некая глобальная венчурная экосистема, внутри которой много людей, фондов, компаний, они взаимосвязаны между собой. Те, кто находится внутри этого рынка, знают друг друга, они рассказывают друг другу о своих проектах и компаниях, и делятся информацией. В целом, компании делятся на те, которые уже находятся внутри экосистемы и которые еще в нее не попали. Ты как фонд, можешь искать компании двумя способами. Ты можешь искать вне экосистемы и тут есть одна проблема — если компания еще не в экосистеме, то может ей это в принципе не интересно. Это тоже, кстати, кейс. Мы пробовали сами искать компании по своим критериям, делали умозаключения: вот этот сегмент нам кажется привлекательным, он быстро растет, технология интересная — давайте обратимся в компанию «N». А компания «N» сходу отказывается даже от начала переговоров, потому что им незачем брать на себя дополнительные трудности и обязательства перед инвесторами, если они и так хорошо развиваются и у них есть деньги на развитие. Их можно, конечно, уговорить, но «вход» в такую компанию будет возможен только при очень высокой оценке. С другой стороны, есть проекты, которые очень хотят попасть в экосистему и получить инвестиции, но еще там не находятся, например, те стартапы, которые потоком льются через наш сайт. Тут будут риски, ты тратишь свое время и время квалифицированных партнеров на рассмотрение этих проектов. В самом начале мы делали какие-то лендинги, типа, присылайте нам свои проекты, вот наши критерии. Однако стоящих проектов пришло очень мало, а сил на их фильтрацию тратится очень много. Мы встретились максимум с пятью компаниями, найденными этим путем.
— А как вы вышли на Dreamlines?
— (МЛ) Один из наших партнеров представил нам эту компанию.
— А вам не кажется, что круизы — это очень узкая ниша?
— (АТ) Нет. Когда говорят «круизы», у всех возникают в голове огромные лайнеры, и это, конечно, правильно. TUI Cruises, Caribbean Cruises — огромные компании. Но на самом деле это лишь часть рынка. Есть круизы поменьше, очень приличную часть рынка занимают круизы более локальные, например, речные.  Это очень популярная тема и в Европе, и в США, даже в Австралии. Нам в России может быть неочевидно, что это большой рынок, потому что россияне пока не привыкли к этому способу путешествий. А для европейцев это нормальный, естественный способ отдыхать, поэтому там эта ниша огромна.
— Сколько времени у вас обычно проходит от знакомства до самой сделки? Всегда по-разному?
— (МЛ) Зависит, конечно, от сделки. Наш рекорд — одна неделя, следующий — три недели. Мы считаем скорость одним из своих конкурентных преимуществ. Даже такая крупная сделка, как в случае с Dreamlines, заняла, например, 7 недель.
— Будут ли сейчас инвестировать в российские travel-стартапы?
— (АТ) Во что-то, созданное с нуля — мне кажется, маловероятно. Однако если компания уже оперирует на рынке, занимает какую-то нишу, но в силу определенных причин испытывает финансовые трудности — вполне может быть. В момент кризиса есть возможность купить, например, долю в компании или акции в два раза дешевле «докризисной стоимости». Если бы какой-нибудь TEZ выставил их на продажу, я бы серьезно задумался о покупке, даже не смотря на то, что это переживающий не лучшие времена travel-бизнес. Кроме этого возможны крупные банкротства, которые расчистят  нишу альтернативным способам организации путешествий. Если разорятся крупные тур-операторы — люди не перестанут хотеть путешествовать, резко вырастет доля самостоятельного туризма. Если это произойдет — мы увидим еще немало интересных проектов.



=.
http://rusbase.vc/news/interview-target-ventures/?recommended_by=content

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Правила постановки целей

= Правила постановки целей Наталья Лебедева Источник:  Журнал "Кадровое дело" добавлено: 2005-01-20 просмотров: 47823 Вспомним старый анекдот: «В целях усиления борьбы с вредителями Министерство сельского хозяйства Китая объявило, что за каждую сданную саранчу будет выплачен 1 юань. Теперь все крестьяне разводят саранчу...» Чтобы в практике управления избегать ситуаций, в которых сотрудники могут неправильно трактовать поставленные перед ними задачи, необходимо научиться правильно их формулировать. Умение ставить четкие, практические цели и задачи своим сотрудникам – это одна из основных базовых компетенций эффективного руководителя. При приеме на работу и разработке процедур аттестации HR-менеджерам многих компаний приходится оценивать, насколько руководящие работники способны ставить правильные, четко сформулированные цели подчиненным. Кроме того, директорам кадровых служб как руководителям своих подразделений также необходимы навыки грамотного

Цветовая дифференциация штанов (целеполагание = кто ты будешь такой)

Стратификация социума в соответствии с цветом штанов Когда у общества нет цветовой дифференциации штанов, то нет цели! А когда нет цели - нет будущего! Википукия решила удалить важнейшую статью о целеполагании. Считаю, что это недопустимо, потому выкладываю репост! Цветовая дифференциация штанов

Построение бизнес-моделей [2013, PDF, RUS]. Александр Остервальдер, Ив Пинье

EDITORS CHOICE – ВЫБОР ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА Бизнес-модель – это то, что отличает вас от других, это ваша уникальность, выраженная через взаимосвязи между самыми критичными факторами вашего успеха. Бизнес-модель важнее миссии, стратегии и плана денежных потоков. Это основа вашего конкурентного преимущества. Сергей Турко, главный редактор издательства «Альпина Паблишер»